Квентин Тарантино

«Тогда мне придется искать свой стиль.
Потому что я творец! Или торец? Или ворец?
Или вдовец... Ну и дела, я пока еще не решил».

Эта цитата приведена из мультсериала про Каспера. Да, того, кто (или что) дружелюбное приведение. В одной из серий была своеобразная пародия на американского кинорежиссера Квентина Тарантино. Думаю, это имя известно фактически всем жителям планеты Земля. Хотя, конечно, это будет преувеличение. Но не очень уж большое.

Серия вышла в мае 1996 года. И неудивительно, что она ассоциировалась с двумя фильмами мастера. Я имею в виду полнометражные ленты мистера Тарантино как режиссера.

Об этом и пойдет речь в статье. Краткий обзор режиссерских работ мастера. Их не так уж и много. Но и достаточно для того, чтобы сделать выводы о заслугах Квентина Тарантино в мировом кинематографе. 

Итак, приступим. «Reservoir Dogs» («Бешеные псы»). Это начало. Тарантино снял свой первый фильм. Началась игра со словами. И задалась мода на нелинейное повествование. И еще – ссылка на литературную основу. Как будто пишется не сценарий, а настоящий роман. И на экране зритель должен также чувствовать это. Поэтому разделение на главы и заголовки придает картине такой повествовательный эффект. Сам маэстро не раз об этом упоминал в своих интервью.

Он уже продал два своих сценария к началу девяностых. И у него был еще один. Можно было так и жить. Писать сценарии, продавать их. И, возможно, Тарантино, а не Шейн Блэк был бы самым высокооплачиваемым сценаристом своего времени. Но судьба и сам мистер Квентин решили послать эту затею куда подальше. Будущий лауреат «Оскара» за лучший сценарий точно знал, чего хотел. Правда, у него была мечта стать актером. Но он определил, что снимать свои фильм – это профит во всех степенях. Он снимает известных актеров, возглавляет весь процесс. Да и может сняться в одной из ролей.

Надо заметить, что путь Тарантино в большое кино был достаточно тернистым. Никто не хотел его признавать. Тогда он наморщил лоб и начал посылать всех. Тех, кто хотел запороть его грядущий проект, долженствующий стать фильмом об ограблении. Естественно, это будет не обычная криминальная драма. Сильные кино сего пожали плечами и пошли смотреть второго «Терминатора».

Мистер Квентин решил просто забить и снимать. Вот что сидело в его голове. Он должен снято «это» сам. Сценарий есть, камера будет черно-белая. Актерами – его друзья. И гори оно все синим пламенем.

Многие знают, что вышло в итоге. Харви Кейтель и несколько отличных актеров. Манера повествования перевернула мироздание. Хотя точнее будет уточнить, что пока что только пошатнула. Но сборы, остановившиеся на двукратном увеличении, были началом.

Конечно, «Reservoir Dogs» - это первая проба. Но Брюс Уиллис обожал этот фильм. Все стали обожать этот фильм. Потому что сейчас, сидя у монитора и читая сайт о кино, можно говорить, что в первом фильме есть недочеты и т.д. и т.п. А тогда не было второго фильма Квентина Тарантино. Как и четвертого. Да и что говорить, фильм стоящий.

Проникаешься атмосферой Лос-Анджелеса. Видишь этих парней в костюмах и понимаешь, что они настроены решительно. А то, что происходит по ходу сюжета – всего лишь драматические действия, от которых проникаешься разными чувствами. К героям, к их поступкам.

Но унывать не стоит. Это же кино! И дебют мистера Квентина состоялся по полной программе. Кинофестивали, независимое кино, Тарантино. Эти слова очень связаны между собой. Золотая пальмовая ветвь и председательство в жюри говорят за себя. И это всегда связывают со следующим фильмом Тарантино – «Pulp Fiction» («Криминальное чтиво»).

Опять хитросплетения с названием. В начале фильма даже дается пояснение из словаря. У нас также имеются различные перипетии. Но «Криминальное чтиво» настолько вошло в оборот, что изменить это очень сложно. В этом весь мистер Квентин.

Здесь он вовсю проявил себя как режиссер. Сценарий создан им совместно с Роджером Эйвери. Там очень много споров, но, как бы то ни было, в титрах значится один Тарантино. Актеров прибавилось значительно. Кто-то приковылял из предыдущего фильма. Из них Стив Бусеми загримировался настолько, что узнать его с первого раза никак нельзя.

И, конечно же, Джон Траволта и Ума Турман. Тарантино подарил миру возрождение первого и звание своей музы второй. И со светловолосой актрисой, которая в «Чтиве» носила парик (как и многие герои), еще предстоит встретиться.

Фильм, безусловно, идеален. С моей точки зрения. Пока что нет картины, которая так мне нравилась, как эта история с известными лицами и абсолютно свихнувшейся линией повествования. Помните слова Тарантино про круг? Если не представляете, о чем идет речь, просто почитайте что-нибудь на тему «Чтива» (да, какое-нибудь чтиво!). Там все подробно описано.

Многие подмечают ляпы фильма. Ну и что? Назовите по-настоящему великий фильм, в котором отсутствуют какие-либо недочеты. Просто при просмотре это совсем не важно. Важно то, как Бутч убивает Винсента Вега. Как Марселлас Уоллес подвергается половому насилию. И как вывести Мию из наркотической комы. «Чтиво» всегда будет вызывать споры и слюни. Так что просто пойдем дальше.

«Джеки Браун». Нет, ничего. Просто название пишется и читается так, как написано и слышится. Ничего лингвистического. Хотя есть детали. В книге Элмора Леонарда героиню зовут Берк. Я имею в виду фамилию. А здесь Браун. Да и героиня сама белая. А на экране – восхитительная Пэм Гриер. Что тут сказать. Это Квентин Тарантино.

Любая экранизация подвергает изменению оригинальный источник. И каждый автор делает это со своим уклоном. Тарантино любил роман Леонарда. Но он решил привнести в сюжет немного «черноты». Ничего похабного, просто был жанр такой в семидесятых, который был посвящен главному черному герою. И насилие с криминалом в таких лентах зашкаливали и разрывали стекла приборов. А фамилия Джеки выбрана по имени героини Пэм Гриер в одном из фильмов. Это тоже можно легко узнать на странице сайта о мэтре.

Мистер Квентин опять собрал известные имена. А Роберт Форстер даже заполучил номинацию на награду киноакадемии. Вот так-то. При этом фильм считают не самым звездным в карьере Тарантино. Но он великолепен. Просто зрители, критики и все остальные привыкли к тому, что этот гуру кино жжет и всегда оставляет после себя пепел. Но ведь можно просто расслабиться и посмотреть на восхитительную игру актеров и довольно интересный сюжет.

Про Самюэля Л. Джексона когда-нибудь появится своя статья. Так что он меняет прически и бесподобен. Мечты сбываются. Это про Тарантино. Он хотел видеть Роберта Де Ниро. Он его увидел. Более того, великий актер снялся в фильме мистера Квентина. И сделал это со своим шиком. Немного не его манера, но ведь он играл роль, а не самого себя.

«Джеки Браун» - более зрелый фильм Тарантино как режиссера. Нет ставок на совершенно неожиданный ход, которого никто не ожидает. Точнее, все происходит не так, чтобы разом сносило крышу. И в этом смысле можно сказать, что Тарантино спекся. Ничего не может родить своего.

Мистер Квентин подождал, пока Ума Турман родит ребенка. А потом они вместе сделали четвертый и пятый фильмы Квентина Тарантино.

«Убить Билла». Тоже не надо ничего выдумывать в плане перевода названия. Просто надо совершить действие. Несколько действий ради одного и самого главного. И не простых действий, а жутких. У героини Умы Турман целый список имеется.

На момент выхода одного из фильмов мистер Квентин стал председателем жюри Каннского кинофестиваля. Это явно показатель признания режиссера. Но о самом фильме. Дилогия получилась великолепной. Свежо, кроваво и абсолютно в стиле Тарантино. Он продолжает реализовывать свои замыслы. И по-своему отдает дань своим любимым жанрам. Вот и пришло время картин про боевые искусства. А что может продемонстрировать насилие, как не тема мести?

Как режиссер, что не так сделал мистер Квентин в своих двух фильмах. Он не объединил их в один. Но надо жить в этом мире. Хоть иногда в нем появляться. Тем более, если делаешь кино. Продюсеры смогли объяснить режиссеру, что в один фильм все запихнуть не удастся. Чтобы сохранить историю целостной, было решено произвести разделение.

И все равно, в сценарии имеются сцены, не вошедшие в фильмы. Это и прелесть, и проклятие кинематографа. Визуально можно выразить все ярче. Но что-то приходится вырезать, переделать или переписать. Если сильно интересно, то просто после просмотра обоих частей следует почитать сценарий.

Обе картины составляют единое целое. И, тем не менее, они разные. В первом фильме происходит непрерывная бойня, немного графики (рисованной), а также настоящий самурайский дух. Вторая часть пропитана вестерном, китайскими боевыми искусствами и финальной сценой с Биллом.

Я слышал цитаты из фильма среди разных людей. И профессоры в университете, и простые рабочие. Этот фильм не имеет границ. Кем бы себя ни считал человек, как бы ни прятался за свое положение, после просмотра «Убить Билла» он покажет, кто он такой. Как вам такое развитие событий?

Следующее кино мистер Квентин решил сделать вместе со своим хорошим знакомым и по совместительству соратником Робертом Родригесом. Они оба тащатся от фильмов категории «Б». Есть такие кинотеатры, «grind house» называются. Открытое небо, огромный экран и машины, в которых сидят люди. И они смотрят фильм.

Было решено объединить усилия и выпустить совместный проект очень большой продолжительности. Один снимает кино про одну тему второсортных фильмов. Другой выберет что-то другое. Но тоже из такого же жанра. Обычно это ужастики с зомби и триллеры с маньяками. Вот Родригес выбрал первое. А Тарантино, как это ни удивительно, второе.

Но современная продажная кинематографическая система и странное непонимание зрителя оставила эту надежду почти тщетной. После низких начальных сборов было решено разделить детище «Grindhouse» на два сегмента («Планета страха», «Грайндхаус»). Друзья-режиссеры перемонтировали свои эпизоды. В итоге получилось два фильма.

Просмотр целой версии для любителей творчества мистера Квентина обязателен, без вопросов. Но потом стоит оценить «Death Proof» («Доказательство смерти»). Опять прикол с переводом. И, увы, здесь официальный вариант абсолютно облажался. Ведь в машине нельзя погибнуть. Ну, в смысле, на водительском сиденье. На этом стыке и основывается название фильма.

Помимо маньяка и крутой тачки Тарантино вернул реальные трюки. Никакой компьютерной графики – и это круто. «Роад-муви» - атмосфера этого передана отлично. Но стиль режиссера сохранен. Диалоги девушек пестрят подробностями и чушью. И это приносит удовольствие от просмотра. Из двух партий девиц вторая, без вопросов, по-настоящему крута. Погоня, избиение, победа.

В следующей ленте «Inglourious Basterds» («Бесславные ублюдки») Квентин обратился к истории. И как это часто с ним бывает, перевернул жанр внутренностями наружу. Так что в данном случае стоит говорить об альтернативной истории.

Я давно ждал, пока Брэд Питт сыграет в фильме Тарантино. И вот это свершилось. Питт применяет тактику индейцев, что разгромить нацистов. Он требует от своих подчиненных только одного – добыть как можно больше скальпов с голов мертвых нацистов. Актеров, как всегда, много. Я имею в виду известные имена. Но присутствуют и те, о ком раньше не было ни слуху, ни духу. И один из них получил своего «Оскара». Вальц теперь снялся и в новом фильме мастера.

Конечно, можно говорить, что дети, посмотревшие этот фильм в молодом возрасте, будут воспринимать историю войны иначе. Но нельзя винить в этом Квентина Тарантино. А тем, кто воспитан иначе, будет прикольно посмотреть, как Гитлера разорвет пулями в хлам. Почерк Тарантино как режиссера не подделать. Разделение ленты на главы, диалоги, насилие. Все на своих местах. И узнавание происходит почти в каждом кадре.

Готовится к выходу в прокат новый фильм Квентина Тарантино. Вроде с переводом проблем нет. «Джанго освобожденный» - это про Джанго, который освободился. Мистер Квентин давно шел к одному из своих любимых жанров. Чистейший вестерн, который, по словам режиссера, будет, тем не менее, не совсем обычным. Вот так-то. Остается только посмотреть. Актеры, кстати, будут знаменательные. А где-то там маячит третья часть «Убить Билла» и «Омерзительная восьмерка». Правда, название, возможно, изменится.