Ларс фон Триер

Ларс фон Триер - датский кинорежиссёр и сценарист, соавтор киноманифеста «Догма 95». Родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене, Дания, в семье государственных служащих Ингер и Ульфа Триеров. У маленького Ларса рано возник интерес к кинематографу, первый собственный фильм «Путешествие в Тыквенную страну» он создал в 11 лет, это была минутная мультипликационная лента. Дядя Ларса был известным в стране документалистом, а мать мальчика всячески способствовала увлечению сына.

В 17 лет Ларс Триер пробует поступить в Копенгагенскую киношколу, но это ему не удается и он записывается в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там юный Ларс снимает короткометражные фильмы, которые потом дают начинающему режиссеру возможность поступить таки в киношколу. Тогда же Ларс Триер добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». В 1983 году Ларс фон Триер оканчивает школу кино и начинает свою режиссерскую карьеру.

Ларс фон Триер становится известен публике по фильмам «Эпидемия» (1987 год) и «Европа» (1991 год). В фильме «Европа» действие происходит 1945 году в Германии. Страна оккупирована войсками союзников. Всё население находится под тщательным наблюдением. В это неспокойное время в атмосфере, пропитанной страхом и насилием, разворачиваются основные события жизни двух абсолютно разных, но очень близких друг другу людей. Режиссер Ларс фон Триер получает три награды Каннского кинофестиваля и продолжает снимать.

В период работы над фильмами «Королевство» и «Королевство II» Ларс фон Триер приходит к умозаключению, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи. Кинофильм «Королевство» он снимал большей частью ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, результатом чего явился смазанный цвет и зернистость кадра. Позже этот стиль был положен в основу идеи концептуального манифеста и 10 правил группы «Догма 95», которая была образована в 1995 году.

Следующий серьезный успех приходит к Ларсу фон Триеру с выходом кинофильма «Рассекая волны» в 1996 году. По сценарию фильма, молодая девушка Бесс Макнейл живёт с матерью и Дороти, вдовой только что умершего брата героини, в коммуне со строгими религиозными традициями на западе Шотландии. Окружающие воспринимают Бесс как большого ребёнка, она наделена детской верой и способностью общаться напрямую с Богом. Она выходит замуж за Яна, который старше и опытнее её, он работает на нефтяной платформе в открытом море.

В деревушке с её пуританскими нравами многие с сомнением относятся к этому браку. Невинная Бесс потрясена теми тайнами и радостями физической любви, в которые её посвящает более опытный Ян. В течение недолгого счастливого периода пара наслаждается друг другом и своей любовью. Однажды с работы Ян возвращается парализованным, движимая своей верой и любовью к мужу, главная героиня обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах.

Фильм «Идиоты» был снят в 1997 году в стилистике «Догмы 95». В этом фильме группа взрослых людей, живущая в одном большом доме, симулирует в общественных местах умственно отсталых, в соответствии с их идеей открытия «внутреннего идиота» в себе. Несколько участников группы при этом делают вид, что они — персонал сумасшедшего дома, присматривающий за идиотами. Операторская работа этой картины отличается нарочито грязной постановкой сцен, в кадр всё время попадает микрофон, часто видны операторы, создаётся эффект домашнего видео.

В 2000 году Ларс фон Триер снимает музыкальную драму «Танцующая в темноте», главные роли в которой исполнили Катрин Денёв и певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви». Позже киноленты «Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте» Ларс фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце».

Позже Ларс фон Триер начинает работу над другой трилогией - «США — страна возможностей». Первым фильмом становится «Догвилль» (2003 год) с актрисой Николь Кидман в главной роли, а вторым — «Мандерлей» (2005 год). Оба этих фильма предельно стилизованы. Актёры играют в пустом павильоне, в котором нет других декораций, кроме как разметки мелом по полу. Предполагалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон». Однако, фон Триер около полугода работал над сценарием, но результат его не удовлетворял, после чего он впал в депрессию, выбросил сценарий и взялся за съёмки комедии «Самый главный босс». После этого на экраны вышел фильм ужасов Ларса фон Триера «Антихрист».

На Каннском кинофествале 2011 года был представлен новый психологический фильм-катастрофа Ларса фон Триера «Меланхолия». Фильм состоит из пролога и двух частей. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.