Фильмы Николаса Виндинга Рефна

Еще несколько лет назад мир ничего не знал о режиссере по имени Николас Виндинг Рефн. Долгое имя. И сперва его не запомнишь. Но если посмотреть все его фильмы, то оно не только станет наиболее легким из всех.

Человек, носящий его, превращается в нечто большее, даже личное.

Для меня он ничуть не хуже моего старого знакомого мистера Квентина. Только привыкание произошло в два раза быстрее. Восемь фильмов, скажете вы. Если не считать проходящего пост-продакшн «Only God Forgives». Полнометражных лент больше, чем у Тарантино. Хотя тот тоже имеет в запасе готовящийся к выходу фильм. Но это неважно. К тому же мистер Квентин имеет огромное количество побочных проектов.

Да и нечего их сравнивать. Начали они в разное время. Их стили различны. Они родились в разных странах. Да если и начать проводить параллели, то стоит обратить взор на того же Гая Ричи. Потому что «Пушер» ничуть не уступает никому в жанре криминального триллера. Только юмора поменьше. Так что Николас Виндинг Рефн – это явление не совсем обычное. Помните, что он ведь датчанин.

Последний фактор обязывает кое к чему. Скандинавы внесли свой вклад в авторское кино. Создали свою «Догму», в которых прописали свое понимание съемки фильма. Но есть один факт, который мне не очень привлекателен. Из всех я наиболее опасливо отношусь к шведам. Хотя и датчане этим грешат. Все блокбастеры, все лучшие фильмы имеют оттенок. Наверное, того самого греха. Какие-то извращение постоянно присутствуют. Книги и фильмы просто кишат ими. Видно, жизнь чересчур спокойная. И простой экшн на экране совсем не вставляет.

Инцест и гермафродиты. Педофилия и прочая гадость. Я этого не пойму. И, знаете ли, не хочу понимать. Но что есть, то есть. И кинофестивали скандинавы, в том числе датчане, штурмуют с упорством и удачливостью своих предков. Викинги были такими. Впрочем, Рефн высказал свое мнения по этому вопросу. Но об этом далее.

И именно этот режиссер выпадает из общей обоймы. Это датчанин, который впитал в себя американское представление о жизни. И к тому же, он является европейцем. Внутренняя сила этого человека ведет его в противоборство принятому. Но это делается не ради самой борьбы. Просто он видит все так, а не иначе. В этом его преступление. Было время, Рефна чуть ли не клеймили позором у себя на родине. Тихая Дания не такая уж и тихая, как кажется. Старое выражение про омут всегда срабатывает. Вспомните фильм «In Bruges», русское название которого стало лично для меня нарицательным. Залечь на дно в Брюгге – это значит скрыться ото всех. Цитата, вот как.

Дания изнутри была показана в первом же фильме Николаса Виндинга Рефна. В середине девяностых у него была великолепная возможность поступить в киноакадемию. Он уже учился в одной. Но это был другой уровень. В Дании о ней ходят легенды. Только единицы попадают туда. Великолепная возможность стать частью целого. Так можно дойти и до собственных лент с непревзойденным режиссерским почерком.

Рефн решил, что имеет свой стиль. Он просто послал это предложение. Естественно, все это произошло в приличной форме. Наверное. Только им это известно. Так или иначе, но Рефн просто хотел снять свой фильм. Тем более, что появилась возможность для этого. Опять, но у Тарантино была подобная ситуация. Только у датчанина все немного затянулось. Но судьба испытывала его.

Фильм под названием «Пушер» силен. У нас есть и другие названия этой ленты. Но только прямой перевод имеет смысл. Он звучит. Он является правдой. Знающие люди это подтвердят. Помимо прямого смысла (который, как раз не является таким) слово имеет и четкое переносное значение. Им пронизана вся картина. Надо двигаться. Надо проталкиваться. Нельзя останавливаться. Рискуя, будь готов к встрече с опасными людьми. Которые завалят почем зря. Это их работа. Пушер – это образ жизни.

Теперь все возносят этот фильм. Тогда такого не было. Ценители были. И этого хватило, чтобы о Рефне заговорили. Пока шепотом. Но он смог подготовиться к съемкам следующего фильма. И здесь начинается жесточайшая жизненная драма. Надо будет снять фильм про то, как Рефн снимал свои вторую и третью ленты. После них режиссер оказался на грани краха. Впору подумать о лишении себя жизни. Это характерно для северных стран Европы. Но у него была жена и дети. И он не ради этого появился на свет. Тем более, многочисленные просмотры любимого фильма – оригинальной «Техасской резни бензопилой» - настраивают на борьбу.

Нельзя сказать, что эти два фильма плохие. Просто им не повезло с прокатом и прочей подобной ерундой.

«Bleeder». Рефн дает своим лентам короткие и емкие названия. Это просто заголовок. Но он должен выглядеть круто. И этот – один из них. Перевод на русский выглядит не так стильно. Но прямой текст наводит не на очень позитивные мысли. В общем, так оно и есть. Фильм нелегкий. Он эмоционально разрушающий. После него хочется впасть в глубокую депрессию. И не выходить из нее. Ведь вся жизнь тупик. Нет света. Кромешная тьма. Как название первого фильма про Риддика.

Но не все так просто. Это и есть главная особенность режиссера по имени Николас Виндинг Рефн. Он показывает реальность, жуткие будни. Они страшны, они безнадежны. Такое в повседневности встречается. Но есть и другие стороны. Черное и белое пересекаются в любом случае. Говорят, что в настоящей жизни есть только один цвет – серый. Это, пожалуй, так. Но существуют места, где оттенки преобладают.

В фильме два оттенка. Герой Кима Бодния, актера, сыгравшего главную роль в первом «Пушере», погряз в черноте. Она захватила его душу. Попросту, он сошел с ума. Хотя не является алкоголиком. Но бьет свою девушку, которая беременна. Эти сцены ужасны. Такие эпизоды в кино всегда страшны. Особенно, у Рефна. В режиссерском фильме Гэри Олдмана (его единственной работе в качестве постановщика) такое тоже имеет место быть. Но там сделан больший акцент на внешнем проявлении насилия и прочей подобной мерзости.

Здесь же это не сильно афишируется. То есть Лео (герой Бодниа) бьет свою девушку ногой в живот. И это показано со стороны. Но самая жуть начинается после. Когда брат девушки кружит по городу с парой накачанных парней. Чтобы оглушить Лео, они пользуются пустой стеклянной бутылкой. И самый страшный момент наступает потом. Он настолько ужасен, что брат, который все это сотворил, сам потом не может как следует проблеваться.

Так Лео попадает в тупик. И Рефн не дает ему шанса спастись. Слишком поздно. Да и после произошедшего сам герой не хочет ничего. Надо только сказать ей, что любишь. А потом совершить последний поступок. Ким Бодниа великолепно сыграл своего персонажа. А фактически он его прожил. По словам самого Рефна, у актера в то время было сложное положение. Подробностей не имеется. Но что-то связанное с личной жизнью. Так что он просто перенес накопившуюся злость на экран.

Съемки вообще шли трудно. Но есть вторая сюжетная линия. И главным героем в ней является Ленни – персонаж, сыгранный Мадсом Миккельсеном. Как будто два разных фильма сочетаются в одном. Так это смотрится. Совершенно другие мотивы и другая музыка. Персонаж другой. Спокойствие и умиротворение наступают на душе после этих сцен. Вроде ничего такого. Но так затягивает.

Рефн проявил свою другую сторону. Это говорит о его профессионализме. Совместить такие вещи – это дорогого стоит. Простая жизнь с макаронами, прогулками, разговорами и видеокассетами. И Ленни, который слегка трусоват, со временем понимает, что надо двигаться дальше. И он это делает.

Режиссер не забыл и про себя. Некоторая часть его души безусловно проникла на площадку. Не считая разговоров про кино. Но именно в таком диалоге упоминается любимый фильм Ленни, он же и самого Рефна – «Техасская резня бензопилой».

«Страх «Икс». Третий фильм Николаса Виндинга Рефна. После него режиссер стал испытывать финансовые трудности. Все отвернулись от него. Почему? Многим пришлась не по нраву его стилистика. Фактически, это триллер. Джон Туртурро великолепно исполнил свою роль.

Мне сразу вспомнились два фильма. Это «Фарго» братьев Коэн. Зима и прочие факторы. А также «Бессонница» Кристофера Нолана. Правда, последний экранизировал роман. Но зима и накаленная обстановка во многом способствовали жанру триллера.

Пожалуй, больше таких работ у Рефна нет. Никакого криминала (открытого). Никакой ругани. Просто напряжение. Чистейший Альфред Хичкок. Рефн сделал ход и оказался неправ. Не восприняли эту ленту. Хотя фильм неплох.

Но ирреальные вставки. Как будто ребенок видит что-то. Руки, лицо. То, что отнимает его жизнь. Конечно, ужас присутствует. Произошло страшное. Погибла беременная женщина. И ее муж хочет найти убийцу.

Но конец не очень убедительный. Хотя он логичен. Но этого было недостаточно. Так что сейчас самому Рефну стоит забыть про фильм. А поклонникам наслаждаться им. Присутствует личный опыт режиссера. Эти листки на стене. Ниже вы про них прочтете. Именно так постановщик пишет сценарии.

После «Страха «Икс» Рефн находился на грани банкротства. Имеется домашняя запись, на которой он просто сидит со своей женой в комнате. Они обсуждают невеселые перспективы. Они рыскали в вещах, пытаясь найти хотя бы пару долларов. А дети росли.

Тогда он решает вернуться к истокам. Точно нигде не говорится, но ясно, что нашлись люди, которым пришелся по душе «Пушер». И они жаждали продолжения. Так что Николас Виндинг Рефн, во имя спасения своего семейства, решил заняться коммерцией в кино. Два «Пушера» вышли чисто из-за денег. Режиссер решил спрятать свою гордость и большие планы. На время. И просто поработать.

Что можно сказать. «Пушер 2» и «Пушер 3» получились едва ли не лучше первых фильмов Рефна. Одно можно говорить точно – третий превратился в нечто большее. Это не просто фильм про криминал. Это лента про жизнь. И Златко Бурич показал себя превосходно.

Но обо всем по порядку. «Пушер 2». Логично, что он появился первым. Рефн не долго мучился со сценарием. Он является прямым продолжением оригинала. Только люди другие. Но они те же. Все мы живем под одним небом. И хотим выжить. Мадс Миккельсен получил главную роль. Я не сильно удивлен. Но можно еще удивиться его игре. Классно играет. Это не Ленни из «Истекающего кровью». Это Тонни – уголовник. Он может пырнуть отверткой собственного отца.

Второй фильм больше нацелен на повседневность. И он более спокоен. Но зрителю от этого не легче. Как всегда, в титрах находишься в состоянии оцепенения.

Специально выделяю для этого абзац. Помните, что фильмы датского режиссера Николаса Виндинга Рефна нельзя смотреть один за другим. Сегодня вечером посмотрите один. Второй надо смотреть следующим вечером. И так далее. Нон-стоп просмотр может повредить вашу психику. Предупреждение сделано.

«Пушер 3» - лучший из всех существующих на данный момент «Пушеров». Это признает сам Николас Виндинг Рефн. Он наиболее цельный и наиболее жестокий. Все превосходные качества, положительные или отрицательные, скоплены в этом фильме. Данную ленту надо просто смотреть. И после первых двух фильмов. Тогда взаимосвязь откроется как замок после поворота ключа. Мог быть четвертый «Пушер». Но актер, который должен был быть главным героем, попал за решетку. И сидит там до сих пор. Или вышел только недавно.

Герои. Рефн относится к своим персонажам безжалостно, но справедливо. И он любит их. По крайней мере, уделяет им много внимания. Первые его фильмы имели общую фишку. Картина начинается со сцены представления персонажей. И происходит это под бодрую музыку.

Когда стало ясно, что с «Пушером» покончено, Рефн решил продолжать жить. Дела немного поправились. А, может, и намного. Он посчитал, что надо делать кино дальше. И перебрался в Англию. Если и делать кино в Европе, то надо делать это там. Английский кинематограф имеет свой стиль. Отсутствие цензуры (не беру в расчет ТВ с его BBC) – это огромный глоток воздуха для такого режиссера.

Не буду говорить про эпизод на ТВ. Одно из приключений небезызвестной мисс Марпл было снято Рефном. Надо будет глянуть этот фильм. Но это был вынужденный ход. Кому надо, те увидели. Так появился фильм «Бронсон».

Фильмы Николаса Виндинга Рефна
Кадр из к/ф «Бронсон»


Здесь Рефн проявил себя стильно и откровенно. Возможно, это лучший его фильм как режиссера. Пока, по крайней мере. «Бронсон» - это бенефис. Режиссера Николаса Виндинга Рефна и актера Тома Харди. Рефн любит своих героев. Не смотря ни на что. Поэтому, если актер попался удачно, все будет классно.

Более, того он рассматривает персонажей наравне с самим собой. Он вступает в дискуссию, думая как повести себя герою в тот или иной момент. А в данном случае имелось больше подспорье. Ведь персонаж Бронсона основан на человеке с таким именем. Правда, это псевдоним. Но человек-то есть. Сперва, когда я услышал об этом фильме, то мне пришла мысль, та же, что пришла многим. Бронсон? Актер Чарльз Бронсон. Мой любимый актер.

Но здесь абсолютно иная ситуация. Чувак, который прославился своей многолетней остидкой в одиночной камере, просто хотел быть знаменитым. И взял себе такое имя. Потому что Бронсон был знаменит в то время.

Рефн упоминает в интервью, что идея героя ему очень нравилась. Он тоже хотел стать знаменитым. Только ему не хотелось грабить почту или избивать охранников тюрем. Но мысли о знаменитости не оставляли режиссера. Тогда он просто решил снять классный фильм.

Вместе с Харди у него это получилось. Простая криминальная ситуация обрастает несуразными и очень стильными театральными вставками. Можно с полной уверенностью говорить о том, что это арт-хаус. Но он настолько привлекательный и яркий, что хочется смотреть его снова и снова.

Множество ассоциаций и чувств передано в этой ленте. Но и визуально все очень ярко. И откровенно. Никаких цензурных вставок. Ничего не прикрыто. Единственная печаль остается после просмотра. Харди вряд ли снимется в подобном фильме. Учитывая его популярность сегодня. А Рефн? Здесь я не буду делать громких заявлений. Если Миккельсен, получивший приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль, откажется, то Гослинг может согласиться. Или Рефн найдет кого-нибудь другого.

Тем не менее, Рефн еще смог привлечь интерес Миккельсена еще раз. Также он не забыл о британских студиях. «Valhalla Rising» имеет двойное гражданство. Официальный российский перевод может пойти и вспороть себе брюхо. Как это сделал главный герой с одним из противников. Рефн дал более пространное название своей ленте. Оно наталкивает на споры и рассуждения.

Миккельсен играет абсолютно главную и абсолютно безмолвную роль. Потому что его герой не имеет языка. У него нет глаза. Но он очень крут. Рефн обернулся к животной части человека. Почему он решил снять этот фильм? Я не знаю. Может, у него есть план. И надо было укрепиться в качестве неординарного и думающего режиссера.

Тем не менее, фильм классный. Замечательная операторская работа дополняется созданной атмосферой. Грязь, дождь, горы и природа вообще. Николас Виндинг Рефн проявил себя как настоящий художник. Юмор тоже имеется. Странно видеть его. Но ничего не поделаешь.

Данной лентой режиссер продемонстрировал тяжесть пути. Еще горше преодолевать все трудности, если знаешь, что тебя ждет в конце. А ничего хорошего там нет. Но жизнь есть жизнь. надо жить и надо бороться. Только тогда есть шанс, что положение изменится. Хотя у Судьбы полно своих планов.

Рефн полностью распоясался. Он смог сделать то, чего хотел. Никто его не сдерживал. Кажется, что продюсеры смотрели со стороны. Им было интересно, как поведет себя этот человек. А он знал, что делал.

Настолько, что смог сделать свой самый известный фильм – «Драйв». Я имею в виду, его мировую популярность. И получил за эту работу режиссер свою главную на данный момент награду – приз Каннского фестиваля в номинации «лучший режиссер». На пресс-конференции он говорил о том, что теперь он стал лебедем. А был гадким утенком. Так его воспринимали в Дании. Понятно, что многие не поняли его ответ. Ведь никто про него не знал.

Фильмы Николаса Виндинга Рефна
Кадр из к/ф «Драйв»


Да, этот человек был немного известен по своим жестоким фильмам. Но только сейчас все увидели, что он – великий режиссер. После того, как фильм собрал кассу. Как сказал наш актер Олег Анофриев – «пока не признано другими — это говно. А когда признано — это да». Увы, так оно и есть. Чтобы что-то получить с того, что делаешь – нужно признание. Только после закрепления успеха и достижения определенных целей можно делать все, что угодно.

Нельзя говорить так про Рефна. Да, он не хотел делать второго и третьего «Пушеров». Но он их сделал. И сделал качественно. В этом его талант и его профессионализм. Он решил стать режиссером. Все, что он снимает, будет иметь качество. И его стиль. Он верен ему. За это его стоит уважать. А то, что он хочет быть известным или зарабатывать много денег – то в чем может стоять упрек? Он кормит семью и себя. И снимает классные фильмы.

Скоро выйдет его «Only God Forgives». В главной роли – Райан Гослинг. Это будет очень интересно. После успеха «Драйва» Рефн не соблазнился. Фильм будет франко-датским. Или датско-французским. Как правильно, интересно знать? А сам Гослинг, насмотревшись на Рефна, решил тоже стать режиссером. Он приобрел ценный опыт. Посмотрите на то, как Рефн прорабатывает фильм.

Он посещает место действия. Потом все осматривает. В его фильме есть муай тай – таиландское единоборство. И Рефн занимался ею некоторое время. Чтобы лучше понять. При том, что никогда не любил спорт. Но имея рост под метр девяносто, можно говорить, что природа ему помогла.

Далее, он пишет сценарий. На небольших листочках расписывает сцены. Потом вешает их в нужной последовательности на стену. Сидит и смотрит, продумывая все. Меняет местами, если нужно. Он хочет, чтобы все было как надо. И не забывайте про саундтреки. Каждый фильм для него лично ассоциируется с какой-то песней, группой или направлением. На съемках он ходит в наушниках. И, кстати, обвязывается покрывалом. Чтобы не выпускать энергию.

Человек, носящий имя Николас Виндинг Рефн – необычный режиссер. Я не мог выговорить его имя. Теперь я назову его во сне. Его фильмы заставляют переживать и думать. Это датчанин, который переступил через всю корректность. И остался незапятнанным. В общем, смотрите его фильмы. Но не более одного за раз. Тогда вы станете лучше.

P.S. НВР (думаю, не надо делать расшифровку) проявил себя хорошим другом. Он сказал, что если Райан Гослинг захочет снимать фильм, то может обращаться к нему в любой момент. Даже если на часах будет пять утра. Он поможет советом своему товарищу.

Все фильмографии лучших актеров

Фильмографии лучших актеров

Фильмографии Что посмотреть? Все «Про кино» Списки фильмов