Андрей Тарковский

В фильмографии Андрея Тарковского всего лишь семь фильмов. Он был очень сложный и далеко неоднозначный режиссёр, который обладал своим видением мира и который умел это видение передать через камеру, выплеснуть его на плёнку и поделиться с этим видением со зрителями. Но не все его понимали и понимают до сих пор не многие. Тарковский – это величина, которую не постичь, не разобравшись в себе.

У него слишком умное кино, а точнее порой чересчур сложное и философское. Но и такое кино имеет место быть. Его «Страсти по Андрею» потрясают. Если не понятно, про какой фильм идёт речь, то напишу иное название – «Андрей Рублёв». Снятый в чёрно-белом режиме, с большими актёрами, он смотрится трудно. Хотя вроде и текст там не сложный и действия есть, но почему то смотреть его простому смертному сложно.

Точно также сложно смотреть и его «Солярис». Мало того, что текст Лема достаточно философичен, так свою философию привносит и Тарковский. И получается кино для интеллектуалов, которое игровым не назовёшь. На Западе это кино приняли хорошо, а вот в СССР посчитали чуждым и ещё со времён «Рублёва» у режиссёра перестали хорошо складываться отношения с начальством киностудий.И их тоже можно было понять, ведь денег в кассу его фильмы много не приносили, были одни только траты. И потому ему стали создавать такие условия, чтобы у него не было желания работать, и вскоре уехав однажды за границу, он решает не возвращаться домой.

А вот сочетание двух гениальностей несколько облегчило судьбу ещё одной картины – «Ностальгия». Здесь счастливо сошлись две личности - Тарковский и Янковский. По сути, этот фильм снимался для итальянского телевидения и потому сначала странным смотрелось то, что режиссёр приглашает на главную роль никому неизвестного в Италии советского актёра.

Но потом… Итальянцы, честно, до сих пор считают Янковского своим актёром. Настолько он красиво там сыграл и к тому же настолько слился с итальянскими актёрами, что порой все так и думали, что Тарковский просто нашёл хорошего провинциального итальянского актёра, а не пригласил кого-то из России. Но актёр в этом фильме точно передал ностальгию по родине, которая была у режиссёра. Они даже особо не обсуждали, как это передать, это просто чисто генетически легло на плёнку. И потому фильм смотрится уже не так тяжело.

Тарковский ушёл из жизни так и не доделав свои земные дела. Он хотел снимать, много снимать. Сценариев, проектов и мечт было много, но суровая болезнь по имени рак не делает скидок никому.