› Эдгар Райт: Человек, который создал Шона

Эдгар Райт: Человек, который создал Шона

Британские фильмы всегда стояли особняком от американских. Это довольно понятно. Но и от Европы также. Возможно, причина в Ла-Манше. Но не это одно. Сама нация, в которой сочетаются различные народы, настолько пропитана собственным соком, что им достаточно самих себя. Другие пусть делают, что хотят, а они будут пить чай в пять часов. И не одну чашку. Имея такое сознание, британские режиссеры снимали свои фильмы. Теперь немного сузим круг. Английские режиссеры и сценаристы. Они занимаются чем-то своим, а потом уезжают в Голливуд. Братья Скотт продемонстрировали это очень наглядно. А ведь сколько лет перед этим они провели в рекламе.

Но теперь не обязательно уезжать за океан, чтобы сделать классный фильм. Достаточно просто посмотреть американские фильмы. Взять себе на заметку нечто особенное, а потом представить в своем свете. С учетом всех формальностей.

Эдгар Райт – личность неординарная. Любитель комиксов и «Звездных войн», он постоянно живет в этом мире. Его работы – это нечто невероятное. Такое, как говорится, не каждый день увидишь. И это факт.

Как режиссер он снял немного полнометражных фильмов. У него куча короткометражек и сценаристских обязанностей. Он иногда выступает в качестве актера. Но его фильмы как режиссера идут на вес золота. Они очень необычные и ценные.

Помимо художественных фильмов, в данный перечень хочется добавить его сериал. «Spaced» - это убойное зрелище. Не каждый его оценит. Но, ознакомившись с английским кино, становится понятно, что этот сериал является экстраординарным и ядерным творением. А если вы любите фантастику и ужасы, то приготовьтесь к полному блаженству.

Эдгар Райт наиболее ярко проявил себя в сотрудничестве с Саймоном Пеггом и Ником Фростом. Но нельзя не оценить его режиссерский почерк, который ярко выделяет его среди других кинематографистов.

Телевидение, по-моему мнению, не менее ценно, чем кино. Несмотря на то, что Люк Бессон говорил молодой актрисе Натали Портман на съемках художественного фильма «Леон», что той не надо сниматься в сериалах. Та вняла его словам. Посмотрите на ее карьеру.

Но не всем делать так. Тем более, что я повторюсь. ТВ – это нечто. Такеси Китано работает на телевидении. Это основной источник его доходов. По его словам, если бы он жил за счет своих фильмов, то уже умер бы с голоду.

И начинать свою карьеру так логично. Сначала «короткий метр». Потом телевидение. И большие экраны. Примерно так и получилось у английского режиссера, актера и сценариста Эдгара Райта.

Особо выделю один сериал. Так как это нечто стоит в одном ряду с его самыми лучшими фильмами. Пока не вышла заключительная часть трилогии «Кровь и мороженное», четвертым колесом его творчества является сериал «Spaced». Возможно, он станет запаской. Ну а пока полноценно направляет карьеру режиссера.

В этом произведении, состоящим из двух сезонов, заложены все штрихи и идеи будущих работ Райта. Именно его режиссура добавила к сценарию Саймона Пегга и Джессики Хайнс ту изюминку, которая заставила людей фанатеть. До сих пор у зрителей теплится надежда, что будет продолжение. Но ведь Колин умер! Колин – это знаменитый песик главных героев. Учитывая, что сериал шел в конце прошлого века, то это логично. Правда, можно заменить животное. Поклонники ищут любое оправдание.

У Райта есть особенность многих известных режиссеров. Он снимает практически всегда своих любимых актеров. Это как у Тарантино. Или Родригеса. И последующий фильм получается ничуть не хуже предыдущего. Значит, тандем работает, творческий потенциал имеется.

Саймон Пегг и Ник Фрост. Эти два друга особенно ярко проявили себя в работе с Эдгаром Райтом. Они даже снялись в фильме по собственному сценарию. История про пришельца – «Пол». Знайте, что Райт не имеет к ней никакого отношения. По крайней мере, официально.

Только посмотрев полнометражные фильмы, я решил посмотреть сериал. Я люблю британские ситкомы. Но уверен, что не смотрел и половины стоящих проектов. Когда-нибудь это наверстается. А пока есть «Офис», «Шерлок» и «Spaced».

Кстати, насчет перевода. Я предпочитаю оригинальное название. Официальный перевод – это шняга. Перевод, в котором я смотрел шоу – «Разделяя пространство». Это один из наиболее адекватных. Но лучше просто «Spaced». Как длинная кнопка на клавиатуре компьютера.

Многие посчитают, что в сериале много безумия. И он глупый. Нет, говорю я вам. Сериал очень умный и сверхсмешной. Под столом валяться обеспечено. Если за два сезона не испытать никаких эмоций, то надо подумать о наличии у себя морального импотентства. Или это просто ниндзя.

Любительская съемка выполнена очень профессионально. Это просто стиль такой был на британском телевидении. Нужные моменты и визуализация сделаны как надо. Пейнтбольный шарик летит от первого лица. Элементы ужаса пугают.

Несмотря на сценарий и великолепное исполнение своих ролей актерами, один из наиболее крупных плюсов – это именно Эдгар Райт. Как я уже говорил, многие положения и приемы будут использоваться им в других фильмах. Это нормально. Только «Звездных войн» будет поменьше. Но комиксы и фантастика будут всегда.

С первым художественным фильмом также не все так просто. Во-первых, перевод. Российская локализация убога. Она просто засела в голове и стала привычной. Но по смыслу и по грамматике перевода – это самый настоящий бред. Я, например, думал, что главным героем является зомби, который гуляет и разговаривает с английским акцентом. И, слава Богу, что я не смотрел этот фильм до недавнего времени! Просто как-то не доводилось.

И вот «Shaun of the Dead» стал «Шоном мертвецов». Спасибо новой волне авторского перевода! Такие фильмы только так и надо смотреть. По крайней мере, логика сохраняется. Понятно, что Райт взялся за Джорджа А. Ромеро. У него была такая цель. Он выполнил ее великолепно. Какой фильм режиссера Ромеро не имеет в названии слова «dead»? Вот так и родилось название фильма Райта.

Каноны хоррора сохранены. Все разыграно по нотам. Но это не фильм ужасов. Это британская ироническая комедия. С многочисленными отсылками. Что поделаешь, это постмодернизм! Заложен был еще много лет назад.

Райт выстроил просто фантастический видеоряд. То, что написано на бумаге, великолепно. Но, как говорил Мел Гибсон, мечты на бумаге выглядят довольно жалкими. Когда происходит реализация, смотрится все куда шикарнее. Особенно, если работа сделана профессионально.

Все разыграно до мелочей. Я был поражен. Молниеносный переход. И одновременно размеренно. Британский фильм, что тут сказать. Надо знать, чего хочешь. И перед реализацией ознакомиться с материалом. Быть готовым, то есть.

Таких фильмов мало. Я не представлял, какой будет вторая работа Райта. Ведь этот фильм был первым знакомством с британцем. И, читая информацию о нем, я не очень понимал, что такое «Кровь и мороженное». Это трилогия, которую задумал Райт. Ее можно назвать также «Корнетто трех вкусов». Есть такое мороженное, состоящее из вкусных шариков разных цветов. И красный цвет характеризует «Shaun of the Dead». Поэтому герой Пегга получает пятно от ручки красного оттенка. И все ему говорят: «У тебя тут красное».

Следующий цвет – синий. Как полицейская форма. Именно полиции и посвящен второй фильм трилогии. Этот цвет считается классическим. Что ж, у создателей получился классический деревенский полицейский детектив. Да к тому же, британский! Видели вы что-то более несуразное?

С названием опять не все просто. «Hot Fuzz» - сразу и не переведешь. Но устоявшееся является устоявшимся. «Типа крутые легавые» - так и будет известен этот фильм в России. По словам Райта, надо сделать заголовок картины более глупым.

Опять же, из уст Райта прозвучали слова о том, что в Британии нет классических полицейских боевиков. А их, похоже, и правда нет. По крайней мере, перед съемками фильма не было. Сейчас можно говорить и о «Blitz» с Джейсоном Стэйтемом и Пэдди Консидайном. Конечно, детективные фильмы просто зашкаливают. Фактически, это изобретение англичан.

Райту было этого не достаточно. Он хотел настоящий крутой боевик. С убийствами, взрывами и прочими атрибутами. Разумеется, все должно проходит в юмористической форме. И в деревне. Еще раз спрашиваю, видели вы что-то более несуразное?

Тем не менее, этот фильм взорвет мозг. А если что-то останется, добьет контрольным ваше сознание. Потому что это потрясающее зрелище. Сценарием, как это обычно в трилогии, занялись сам Райт вместе с Пеггом. Ник Фрост был автоматически принят на роль, написанную специально для него. Даже имя своему персонажу он сам выбрал.

Но это дело обычное. Парни, чтобы почувствовать себя в теме, посмотрели около ста сорока полицейских фильмов. Сто сорок. 140. Внушительная цифра, не так ли. Также была проведена практическая работа с настоящими полисменами. И это принесло свой результат. В картину вошли многие реальные сюжеты. Ничто не бывает настолько необычным, как сама жизнь.

Эдгар Райт продолжает гнуть свою линию. Он верен себе до конца. В фильме сочетается много всякого. Но в основе всего лежит комедия. Так было заложено при установке задачи. Далее, отсылки. После такого количества просмотренного материала это неизбежно. Но есть и знакомые цитаты. Например, к предыдущему фильму Райта. И ко многим классическим (по понятиям Райта) вещам.

Эта лента отличается от предыдущей. Но только одним. В ней до хрена много экшна. Очень много. Такого, какого не было во всех американских полицейских боевиках за последние десять лет (я имею виду года, предшествующие фильму). Режиссерский стиль Райта разве что отточился. Ах, да, стоит добавить ему плюс за разработку сюжета. Ему и Пеггу. Ведь также получился интригующий детектив. До конца сохранялась зловещая тайна.

И вот настал черед третьего цвета, третьего вкуса, третьего фильма. Но его пока нет. Он должен появиться летом тринадцатого года. И называется он довольно символично – «Конец света». Даже нет прикола с названием. Точнее, есть, но дело не в написании слов, а в их значении. Впрочем, это тот же прикол. Только для российского уха не так заметно. Я этот фильм жду очень сильно. Фантастическая комедия с социальным уклоном. Естественно, зеленого цвета и мятного вкуса. Корнетто неизменно. А Райт добился своей цели.

Можно сказать, что это конец. И ждать следующего лета. Но нет! Эдгар Райт снял свой третий фильм. Который к трилогии совершенно не относится. Там даже актеры другие. Но Райт не изменяет себе. Потому что это комикс.

Правда, перед этим небольшое лирическое отступление. Эдгар Райт, любитель короткометражек, произвел также и нечто иное, но тоже маленькое по продолжительности. Я имею в виду фальшивый трейлер к совместному проекту Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус». Там прикол состоял в том, чтобы перенести зрителя в семидесятые (или около того). И между двумя фильмами этих мастеров (а также перед началом первого) шли ролики к несуществующим фильмам. Но они были связаны с ужастиками. Роб Зомби и Элай Рот внесли свою лепту. Эдгар Райт тоже. Мистер Квентин попросил сделать его нечто зловещее и английское. Мистер Эдгар понял его. Он пересмотрел трейлер картины 1973 года под названием «Торсо». И добавил итальянской ленте английский антураж. Получившийся трейлер «Don’t» стал ужасным и английским. Здесь также проявился талант и стиль Райта. Любовь к старым фильмам и четкая направленность.

«Скотт Пилигрим против всех» - так называется последний на данный момент полнометражный фильм Эдгара Райта. Он снят по комиксу, который на момент съемок ленты еще не был закончен. Автор нескольких частей приключений героя по имени Скотт Пилигрим начал работать. К моменту выхода фильма в прокат вышел и последний выпуск оригинала.

Фильм абсолютно чумовой. Непредсказуемый, неописуемый. Такого зрелища точно не ожидаешь. Такого комикса еще не было на экране. Кажется, что это простой фильм, но тут режиссер сделает такой ход, что сидишь ошарашенный.

Помимо комикса, имеется отсылка к видеоиграм. Просто нельзя без этого. Погружаешься в мир, где есть монетки с очками. А нужная информация появляется в виде букв. Даже звуки басов имеют свою форму. Которую не только видишь, но и чувствуешь.

Интересны слова самого Райта про эту работу. Он говорил, что прежде всего снимает фильм, а не экранизирует комикс. И фильм получился очень внушительным. Остаться прежним после просмотра нельзя.

Эдгар Райт выработал свой стиль. Нестыковки с заключительной частью трилогии повергли его немного отстраниться от прямого пути. И посмотреть по сторонам. Так получился данный фильм.

Юмор сохранен. Ситуационность тоже. Так что эти факторы никуда не ушли. И вот теперь можно наблюдать новый поворот в стиле Райта. Это размах экшна. Последняя часть «Hot Fuzz» даже немного меркнет с тем, что происходит в «Скотте». Действием наполнен почти каждый кадр. А схваток действительно много.

Неудивительно, что Райт мог сделать и четвертую «Миссия: Невыполнима». Студии начинают осознавать, что этот человек может делать действительно крутые ленты. Будет юмор, будет сюжет, будет экшн. Что еще нужно для голливудского блокбастера? Режиссер по имени Эдгар Райт.

И похоже, что это понято. После «Конца света» у Райта в списке стоит «Человек-муравей». Это марвеловский комикс. Не самый известный герой. Но он есть, и с ним нужно и можно что-то делать. Райт никогда не берется за нечто стандартное. Так что данный проект выглядит очень заманчивым. Посмотрим, что получится. А пока можно посмотреть фильмы, в которых Эдгар Райт выступил в качестве актера или сценариста. И посмотреть все его короткометражки.