Что такое французская новая волна в кино? Вот как в большинстве случаев её определяют авторитетные издания - это реализм с легким налётом интеллектуализма, получивший начало во французском кино шестидесятых годов двадцатого века. Для меня же французская новая волна это Париж шестидесятых, это свежий ветер, стирающий грань между условностями, это показ богатства окружающей реальности, это понятные мотивы, это рассказы, ведущие за собой.
В конце пятидесятых годов весь мировой кинематограф был в той или иной степени однообразен как в выборе стиля, так и манере подачи материала. Более или менее успешные попытки привнести что-то новое в кино делали американские режиссеры Орсон Уэллс («Печать зла», «Мистер Аркадин»), Николас Рэй («Бунтарь без причины») и возможно Стэнли Кубрик («Тропы славы»). В остальном же весь кинематограф представлял собой либо слащавую, до тошноты музыкальную меланхолию, либо похожие друг на друга, как близнецы, фильмы-нуар с роковыми красавицами, убийствами, изменами и ограблениями.
Режиссеры французской новой волны первыми в своих фильмах обратились к повседневности, к повествованию историй простых людей. Вместе с тем их картины не были пресной жвачкой. И дело здесь было не просто в новом способе монтажа картин, необычной работе оператора или новых приемах повествования, а в том что зритель устал видеть в кино недосягаемые вершины жизни. Он хотел видеть обычного человека с близкими для него самого, зрителя, желаниями и потребностями.
Любой фильм французской новой волны это повествование о внутреннем мире человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. При просмотре фильма зритель инстинктивно начинал сопереживать героям, с нетерпением ожидать что будет дальше, задумывался после просмотра, примерял ситуацию персонажа на себя.
Фильмы французской новой волны объединяют следующие общие признаки: отражение на экране "живой жизни"; вывод на передний план героя-аутсайдера, который игнорирует социальные нормы для того чтобы самореализоваться; импровизация при съемках; естественные интерьеры; отсутствие жесткой привязки съемочной камеры к героям. Все эти качества придавали легкую небрежность почерку режиссеров, что было очень свежо, привлекательно и воспринималось как творческая находка.
По моему мнению, самыми яркими представителями жанра французской новой волны, практически его основоположниками, являются два французских режиссера – Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар.
Франсуа Трюффо всегда стойко хранил верность этико-психологической проблематике, оставшись в истории кино как несравненный выразитель лирического, любовного начала в фильмах новой волны. Жан-Люк Годар же применял так называемый «рваный» монтаж, полудокументальный стиль, иногда переходящий даже в интервью с актерами и обращением напрямую к зрителю. Это добавляло фильму изрядную долю реализма. Сценарий у него практически всегда отсутствовал, поскольку он считал что сценарий заключает свободу режиссёра в рамки. Однако все его фильмы смотрятся органично, без всяческих сваливаний в авангард и непонятности.
Однажды, во время просмотра интервью страшно модного Квентина Тарантино, в котором он пел тирады фильмам французской новой волны, я вспомнил, что его творческое объединение называется «A Band Apart», что является игрой слов из названия фильма Годара 1964 года «Bande A Part». Дальше я продолжил проводить аналогии и нашел много цитат в фильмах Тарантино, взятых из французской новой волны. Вот некоторые из них: в фильме Годара 1964 года «Банда аутсайдеров» есть пятиминутная сцена танца главных героев в кафе, стилистически очень похожая на сцену танца в ресторане в фильме «Криминальное Чтиво», разница лишь в том, что в фильме Годара её исполняют три актера, а у Тарантино – двое; если пересказать сюжет фильма 1968 года Трюффо «Невеста была в чёрном» получается следующее: в день свадьбы убит жених, невеста начинает мстить обидчикам, методично разыскивая их, согласно списка в своем блокноте, это почти Тарантино со своим «Убить Билла». Может быть я не прав, и вижу только то, что хочу видеть, но посмотрите сами и составьте свое мнение.
Я же считаю, что именно французская новая волна способствовала появлению и формированию взглядов на кино таких режиссеров как Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Ф. Коппола, Теренс Малик, Дэннис Хоппер, Вим Вендерс, Ларс Триер и других. И в заключение, если есть желание составить свое мнение о жанре французской новой волны посмотрите следующие фильмы:
«400 ударов»
Режиссер Франсуа Трюффо, 1959 год.
История из жизни парижского подростка, который просто старается жить и хочет иметь обычные радости, например хоть раз увидеть море. Но жизненные обстоятельства и случайности сводят все его старания на нет и заставляют скатываться по наклонной. Неинтересующиеся им родители, которые погрязли в бытовухе и надоели друг другу, непонимающие учителя, которые не смогут заинтересовать своим предметом абсолютно никого, лицемеры-одноклассники, один верный друг и отсутствие примеров для подражания. В фильме очень хорошо показана жизнь в среде полного непонимания личности.
«Стреляйте в пианиста»
Режиссер Франсуа Трюффо, 1960 год.
История музыканта, в тщательно скрываемом ото всех прошлом достигшего огромной славы и потерявшего из-за этого жену, а ныне играющего в третьесортном кафе. События разворачиваются на криминальном фоне с редкими вставками воспоминаний из прошлой жизни. Фильм по тем временам считался очень откровенным.
«Безумный Пьеро»
Режиссер Жан-Люк Годар, 1965 год.
Двое когда-то влюбленных друг в друга людей случайно встречаются вновь. Он сейчас - женат на богатой женщине, она – любовница торговца оружием. Они вместе срываются, сбегая ото всех и едут как раньше, чтобы поселиться у моря. Но что-то не складывается и конец истории очень трагичен. В начале фильма Он присутствует на вечеринке, где гости не имеют своих мыслей. Их диалоги - рекламные слоганы, любые беседы – цитаты из телевизора. Он задыхается в мире, где главный девиз для всех «Потребляй!». Посыл фильма в том, что невозможно убежать от себя и быть свободным от общества, идеалистам в современном мире места больше нет.
«На последнем дыхании»
Режиссер Жан-Люк Годар, 1960 год.
Молодой угонщик, угнав очередной автомобиль едет в Париж. По пути его останавливает дорожный полицейский и угонщик случайно, по неосторожности, убивает его из найденного в бардачке чужого автомобиля пистолета. Угонщик, а теперь еще поневоле и убийца, убегает с места преступления и продолжает путь в Париж к своей знакомой. Добравшись до места и пройдя через перепетии сюжета, вечно преследуемый сгущающимися тучами обстоятельств, он приходит к логическому финалу – пули детектива полиции. Когда Годар приступил к съемкам этой картины в сценарии была прописана только первая сцена. Все последующие эпизоды сочинялись на ходу, прямо перед съемкой. Диалоги персонажей в большей степени были импровизацией актеров. Получилось всё весьма реалистично и интересно.
«Банда аутсайдеров»
Режиссер Жан-Люк Годар, 1964 год.
Парочка грабителей задумала обчистить особняк, для этого они берут в дело девушку и разрабатывают план. Но как оказалось у каждого из этой троицы есть еще и свой план, в котором нет места двум другим подельникам. В фильме есть знаменитая сцена бега по Лувру, разобранная на цитаты другими режиссерами.
«Невеста была в черном»
Режиссер Франсуа Трюффо, 1968 год.
В день свадьбы, при выходе после венчания из церкви, убит жених. Невеста, кое-как справившись со своим горем, через несколько лет узнает имя убийц. Она отправляется на их поиск с одной единственной целью – отомстить за свое разбитое счастье и погибшую любовь. Ее не интересует, что убийство было случайным, она, как одержимая идет к цели до конца. Как хищница, изучая привычки врагов, она наносит им удар в тот момент, когда они этого не ждут.