Когда Вы слышите слова «Голливудский кинематограф», скорее всего, Вы представляете себе точеных красавиц, непобедимых супергероев, взлетающие в воздух дорогие машины, мощнейшие взрывы вкупе с масштабными разрушениями…А когда вы слышите «французское кино»?
Наверняка, вы вспоминаете профиль Делона, блистательный нос Депардье, улыбку Бельмондо или уморительные пассы Пьера-Ришара…
Почему? Давайте вернемся в 1885 год, а именно в 28 декабря, в день, когда братья Люмьер показали свое «Прибытие поезда» и навсегда перевернули мир. В день, когда появился синематограф.
Одного рождения кино было недостаточно. Оно должно было развиваться, чтобы притягивать зрителя. Поэтому кино должно было показать что-то, что было бы невозможно увидеть за пределами кинотеатра. И Ж.Мельес со своей фирмой «Фильм д’Ар» изобрел один из первых киножанров – «трюковое кино».
Он же сделал второй шаг в развитии французского кино: компания стала приглашать для съемок звезд театра, известных музыкантов, драматургов. И теперь, зрители, не имевшие возможности ходить в театр, могли видеть своих кумиров на экране кинотеатра. Кино стало народным. И именно благодаря талантливой игре профессиональных актеров театра к началу двадцатого века кино стало необычайно популярно. Особенной любовью пользовались у зрителей комедии с участием неподражаемого М.Линдера, а также авантюры Л.Фейда, новый, но не менее любимый жанр у французской публики.
Вплоть до первой мировой войны Франция была беспрекословным лидером мирового кинематографа. В основном, благодаря таким гигантам, как «Пате» и «Гомон». Девяносто процентов всего кинопроката принадлежало французским кинематографистам.
Конечно, новое изобретение не могло пройти незамеченным мимо передовых культурных слоев Франции, тем более являющейся законодательницей не только в моде. В кинематографе, как и в любом направлении искусства, зарождаются авангардные направления. Нестандартно мыслящие режиссеры, экспериментируя и преображая кино, находили новые пути и возможности для его выразительности.
Всеобщий интерес и любовь к кино, а также появление шедевров уже мирового кинематографа приводило к созданию киноклубов, заметно повлиявших на развитие французского кино. В середине двадцатого века народными любимцами французов становятся Жерар Филип, Жан Маре, Луи де Фюнес, Бурвиль…
Новый этап в развитии французской киноиндустрии пришелся на окончание второй мировой войны. Кино сделало значительный шаг в направлении гуманизма.
Следует подчеркнуть один интересный момент в истории французского кино: только в этой стране всерьез возникло движение, требующее запрета использования кино в коммерческих целях.
Это превратило любой фильм и каждую роль в более эмоциональное, более контрастное и психологичное творение. Режиссеры и сценаристы ищут вдохновение в классической литературе, в истории. И создают прекрасные творения. Такие шедевры, как «Пармская обитель», «Красное и черное», «Тереза Ракен», основанные на французской классике, приобретают всемирную славу. А пропитанное гуманизмом творение Рене «Хиросима, любовь моя» оставит яркий след в истории кино Франции.
В этот период поднялось около полутора сотен новых имен, среди них Годар, Лелуш, Шаброль, Трюффо. А в шестидесятых появились до сих пор всеми обожаемые «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора» Жака Деми. Это все были создатели «новой волны» кинематографа.
Но гораздо более популярными, чем режиссеры и даже сами фильмы, были такие блистательные актеры, как Ален Делон, Катрин Денев, Жан Моро, Анни Жирардо, Жан-Луи Трентиньян. А комики вроде Ришара и Колюша были так неповторимы и восхитительны в кадре, что их имена становятся нарицательными не только во Франции.
Вспомните серию замечательных комедий тех же лет про неуловимого преступника Фантомаса с Луи де Фюнесом и Жаном Марэ в главных ролях: «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда».
Неподражаемая и уникальная игра актеров, психологизм и тонкая эмоциональность режиссуры, исключительный драматизм сценария – вот что делает французское кино французским. Если прибавить к этому французскую пикантность, творческую работу операторов, придающих своеобразную красоту фильму, то можно незначительно раскрыть тайну французского кино.
Сегодня кино Франции представляют такие разноплановые режиссеры, как Люк Бессон («Леон», «Пятый Элемент», «Голубая бездна», «Дом. История путешествия»), Франсуа Озон («8 женщин», «Время прощания», «Капли дождя на раскаленных скалах»), Жан-Жене. И они по-своему продолжают традиции французского кино.
Кстати, в конце надо выделить очень важный момент: Франция-единственная страна, в которой существует движение за неиспользование кино в коммерческих целях.