Монстры кайдзю – персонажи великого множества японских фантастических лент. Собственно говоря, существует самостоятельный жанр японской киноиндустрии, который так и называется кайдзю-фильмы. Хотя в данный момент популярность этих фильмов невысока и кинокомпании практически не занимаются их производством, в былые времена, особенно 50-60 годы, кайдзю пережили свою золотую эпоху, привлекая к экранам кинотеатров миллионы зрителей.
Какой фильм посмотреть?
Безусловно самый известный и популярный кайдзю – это огромный ящер Годзилла. Фильмы про Годзиллу видели во всем мире, и этот персонаж является одним из культурных символов послевоенной Японии. Главный соперник в борьбе за зрительский кошелек – реактивная черепаха Гамера. Оба монстра периодически разрушали японские города и сражались с разнообразными врагами, но предстать друг против друга на одной сцене им так и не довелось. Студия «Даэй» создавшая Гамеру обанкротилась в тяжелый для местного кинематографа период, а компания «Тохо» придумавшая Годзиллу временно свернула бесконечную серию фильмов о нем, после коммерческого провала 28-го эпизода «Последние войны» в 2004 году.
Третье почетное место принадлежит Мотре – бабочке исполинских размеров, перманентному союзнику Годзиллы и обладательнице собственной киносаги. Были и другие монстры: Кинг Гидора - помесь мифической греческой Лернейской Гидры и славянского сказочного Змея Горыныча, Гяос – этакий птеродактиль, наделенный смертоносным ультразвуковым лучом, Кумонга – большой паук, обладавший клейкой паутиной, Ангирус – пробудившийся после ядерного взрыва динозавр…
Число существа рожденных бурной фантазией японских кинематографистов огромно. Их внешний вид и сверхспособности порой вызывают недоумение у международных почитателей фантастики, однако зрители середины прошлого века требовали чистого развлечения, мало напоминавшего реальность, и получали аттракцион в избытке.
Нельзя воспринимать кайдзю-фильмы серьезно. Специфическая особенность этого жанра – очевидность наряженного в костюм человека, играющего монстра. Движения существ нелепы, сцены битв однообразны и нереалистичны, чего стоят не раз проявленные Годзиллой чудеса восточных единоборств и европейского бокса. Спецэффекты вызывают улыбку даже у неискушенного зрителя, ведь когда смотришь на полет откровенно игрушечного космического корабля или истребителя, выпускающего фейерверки вместо ракет, просто стараешься не обращать внимания, сосредоточившись на буйстве действия.
В последние годы казалось, что время кайдзю подошло к концу, подарив поклонникам весьма объемное по хронометражу наследие. Приятной новостью стал релиз американской картины «Тихоокеанский рубеж», созданной подлинными ценителями традиций японской популярной культуры. Они установили новую планку для развития жанра, дав дорогу современной компьютерной графике, сменившей «кукольный театр» прошлых лет. Таким образом, можно смело надеяться, что кайдзю, принципиально обновившимся в новом столетии, уготовано богатое приключениями будущее.