Перед выходом фильма «Ярость» я не увидела навязчивой рекламной компании, что уже говорит в пользу режиссера. Если продукт действительно качественный, то зритель обязательно оценит старания Д. Эйера. После просмотра каждый выскажет свое мнение, может быть, будет искать какие-то изъяны, несоответствие реальности и экранной картинки боевого машиностроения, и т.д. Мне кажется, лучше всего, это отойти в сторону от всего лишнего, приукрашенного, вспомнить о войне, которая не похожа на сцены баталии на обычном компьютерном мониторе.
Отголосок войны
Наполнение сюжета фильма – это не работа в крупном масштабе, открывающая течение человеческих судеб в фоновых зарисовках одного военного события. Я увидела иное, один яркий набросок, сделанный умелой рукой мастера, в условиях суровой действительности на боевой арене. Его автор не пытается пересмотреть итоги Второй Мировой войны, отметить заслуги держав, вырвавшихся вперед.
Предельно откровенный рассказ о коротком отрезке, вырванном из жестокой мясорубки. Апогей войны, ее фантомные огненные отголоски, влияющие на последние дни сражений. Цинизм, какая-то безысходность, тоскливая бессмысленность происходящего – все это видишь на экране.
Одни из многих
Кто они, герои Эйера? Молодой солдат, писарь Норман, оказавшийся зачисленным в боевой расчет танка Sherman M4, на место погибшей единицы. Новобранец еще ни разу не участвовал в сражениях, его работа была простой – сидеть в штабном тылу и писать бесконечные бумаги. Но в один миг все изменилось, теперь он находится рядом с опытными солдатами, привыкшими не вздрагивать от свиста шальной пули. У ветеранов ест, чему поучиться: их путь был долгим, командир провел через пески Северной Африки до первых пригородных построек Германии.
На фоне жестокости войны, где есть все – молодые активисты из Гитлерюгенд; нескончаемые ряды виселиц, стоящие вдоль дорог; члены формирований СС, цепляющиеся за ускользающие рубежи; бесконечные человеческие потери среди мирных граждан; показано столкновение двух разных миров – «неоперившегося» Нормана и его новых товарищей по оружию.
Война Дэвида Эйера – это яростный огонь, людские потери, кровавые останки, трупы неприятеля. Это душа человека, растоптанная солдатским сапогом, измазанным грязью и кровью. Душа, испытывающая непереносимые страдания, но не находящая в себе сил, медленно погибающая. Ни одна броня не спасет от такой смерти, все бессмысленно. Неужели нет ни капли надежды у героев? Только невидимая близость желанной победы может предотвратить уничтожение личности, Норман останется прежним, а Дон Колльер, привычным командиром.
При просмотре фильма «Ярость» больше всего внимания уделяется команде из пяти героев, которым так блестяще удается показать замысел сценариста и режиссуры. Я на себе почувствовала дикий минимализм внутреннего пространства в танке, вызывающий приступы клаустрофобии. Как жутко осознавать, что мгновение мимолетно, ярость, превращающая боевую танковую единицу в никчемную груду горячего металла. Война где-то рядом, а пока нужно выиграть схватку со смертью со своим перевесом.