Упасть и больше не подняться...
Человеческой жизнью правит любовь и многочисленные страхи перед голодом, одиночеством, смертью. Именно эти составляющие легли в основу фильма «Куприн», состоящего из трех частей. Поговорим о первой из них, именуемой «Яма», кинематографической экранизации одноименного литературного первоисточника русского писателя.
Ранее я ознакомилась с книжным вариантом драмы и могу сказать, что по сравнению с кинолентой он более откровенный, болезненно мрачный. В любом случае, осознание печатного материала напрямую зависит от фантазии и чувственного восприятия читателей. Мое богатое воображение (кто сумеет польстить себе, если не ты сам) тяжело преподнесло сюжет Куприна, запомнившийся на долгие годы.
Люба и Петя
Нежная, милая Любочка (Катерина Шпица) попала под очарование мошенника Горизонта (Евгений Миллер), стала его женой. Негодяй хранил непорочность девицы вплоть до того момента, пока она не стала собственностью мадам, имеющий «бизнес» на Ямской слободе.
Хозяйка публичного дома отнимала документы у купленных подопечных и сразу раскладывала перед ними будущие перспективы: приятная, местами утомительная работа в стенах гостеприимного заведения; полный пансион за вычетом; процент от личных достижений. Лучше здесь жить в свое удовольствие, чем «горбатить» спину в качестве прислуги. А если кто-то решит проявить характер, то отправится прямиком в полицейский участок, а затем отрабатывать повинную в «полтиничном» солдатском доме. Неприятная перспектива, не правда ли?
Любе пришлось перенести насилие не единожды, от сумасшествия или самоубийства спас случайный знакомый, Петр. Студент девушку выкупил и привел в арендованную комнатку, где рассказал, какая счастливая жизнь ее ждет. Люба получит образование, найдет достойную работу и будет жить, как честная женщина. Но если на минуту задуматься, кто дал ему право принимать решения? Почему он не прислушался к мнению Любы, мечтающей о семье, благополучном существовании? С трудом верится, что падшую женщину примет общество с распростертыми объятиями и слезами всепрощения. Даже в современных реалиях к рабам любви относятся, как к неодухотворенной сущности, которая должна с лихвой отработать каждую копейку.
Удивительно правдиво звучат слова Куприна, прозвучавшие весной 1915 года:
«Я уверен, что поступил правильно, написав историю, полную натурализма и душевного конфликта. Проституция - настоящее зло, превосходящее мор, войну и так далее. Все пройдет, пусть и не бесследно. Но проституция будет жить вечно!»
Писатель как в воду смотрел, так и получилось. Пока существует человечество, будут жить и пороки. Легкомысленных гейш будут осуждать, иди, деваха, к станку на заводскую линию, будет тебе хвала и почет. А кушать сдобу с рук развратных клиентов - стыд и срам! Но не будет глубоко «копать» в тонкостях продажной любви - это долгая дискуссия.
Печальный итог Любы предсказуем, Петя был совершенно неподходящим человеком для коренного изменения судьбы, дарил надежду, но с ролью спасителя не справился. Мне хотелось увидеть Любу при других обстоятельствах: ее встреча с обеспеченным князем, обновление памяти, переезд на новое место жительства, рождение детей, нежные отношения с благородным супругом, счастливое продолжение жизни. Но Куприн приготовил для своих героев безрадостный финал, завершающий печальную историю об истоптанных судьбах прекрасной половины человечества 19 века.
Телеграфист и княгиня
Помимо истории Любы и Петра в сюжете присутствует еще одна, раскрывающую безответную любовь бедного телеграфиста Желткова (Максим Аверин) к княгине Вере Николаевне Шеин. Несчастный юноша восемь лет любил прекрасную девушку, с которой повстречался взглядом в театральной ложе. Он не мог приказывать своему сердцу, поэтому постоянно напоминал о себе в письмах. Компрометирующая ситуация стала нестерпимой, когда телеграфист подарил княгине гранатовый браслет, последнее напоминание о родственных связях. Волнение в душе Веры Николаевны, ревность мужа, предвзятое осуждение остальных членов благородного семейства перечеркнуло движение руки, повлекшее за собой огнестрельный выстрел. Предельно жалко человека, не способного пережить разочарование в любви. Для себя он видел единственный выход, быстрый и на одно мгновение болезненный. Но воспоминания о нем никогда не умрут, пока Вера будет слышать волнующие фортепианные мелодии Бетховена.
Зрительский подитог
Трагический фильм «Яма», созданный великим писателем, актуален для нашего времени. Сюжет разогревает до красного каления игра актерского состава, известного и профессионального. С ролевым замыслом они справились прекрасно. Даже Михаил Пореченков на время забыл о 7-летнем кинопроекте «Агент национальной безопасности», примерил на себя роль Куприна.
Тяжелая картина для восприятия, реальный фильм о жизни проституток, где постоянно находишься в ожидании чего-то безысходного, мрачно, безликого. Любовь, честь, достоинство - умирают на экране, оставляя лишь глубокую яму, наполненную человеческой мерзостью.