Пластилиновые шедевры

Пластилиновые шедевры

Пластилин является самым живым и податливым материалом для мультфильма. В 20-х годах анимация в России и Европе становится по преимуществу графической, и «кукольные» мультфильмы значительно проигрывали рисованным. Реабилитировать ее могла только революция изнутри.

Создатели первого советского мультфильма на пластилиновой основе по праву чувствовали себя открывателями и первопроходцами. Потому и в названии их всенародно любимого, растасканного на цитаты шедевра обозначен материал, из которого сотворена плоть героев, весь «реквизит» и декорации. Речь, конечно, о «Пластилиновой вороне» Александра Татарского, которая вышла на экраны в 1981 году.

Пластилиновую анимацию (уточним: тогда еще и у публики, и у отечественных профессионалов в ходу было только одно слово – мультипликация) полюбили мгновенно и бескорыстно. Так, будто ждали всю жизнь. В том же году Татарский слепил заставку к «Спокойной ночи, малыши», самой известной детской передаче, вечной, как программа «Время». А такая честь сама по себе – выше всех возможных наград.

Спустя два года, в 1983-м, Татарский выдал еще один шедевр – «Падал прошлогодний снег», закрепивший за ним звание культового режиссера. Процесс создания мультфильма сам по себе настраивает на определенный философский лад. Здесь свои законы, свои скорости, свое понимание времени и пространства. Если в кино продолжительность съемки, как правило, соответствует физическому времени проживания персонажа, то в анимации между этими понятиями не существует обыкновенной, «человеческой» зависимости.

На создание двух минут экранного времени у «пластилинщиков» уходит в среднем два месяца работы. За это время могут измениться не только нюансы сюжета – случается, что автор на ходу изобретает других героев. Так, украинский режиссер Степан Коваль начал снимать «Шел автобус №6» – и через несколько месяцев работы выпустил «Шел трамвай №9». В виде транспорта и номере маршрута он не ошибся – фильм принес ему славу и известность.

Однако такое свойство, как податливость, не делает пластилин «идеальным» материалом для аниматора, оно порождает и множество технологических трудностей. Представьте, как губительна пыль для павильона, в котором одну сцену могут снимать несколько дней, и как сложно пластилину сохранять форму под светом прожекторов киловаттной мощности. Другая крайность – слишком низкая температура, которая делает работу невозможной по причине потери пластилином пластичности.

Пластилиновые фильмы остаются редкостью, и о буме пластилиновой анимации вряд ли когда-нибудь придется говорить. Но теперь этой техникой пользуются не только мастера артхаус-анимации, но и режиссеры компьютерных игр, рекламных роликов и телевизионных заставок. Сегодня самым известным мастером, работающим в этой технике, является Ник Парк. Оскароносец – величина, каких мало среди аниматоров. При этом, даже обладая двумя высшими кинонаградами за свои короткометражки, он оставался скромным тружеником английской Aardman Animations, слава которой не выходила далеко за пределы Великобритании.

Комментариев (0)