Любому более или менее не флегматичному человеку, всегда была интересна сторона неизведомого, мистика и тайна наполняла его сознание, давая волю воображению, она вселяла ужас и дарила наслаждение от этого. Ночные кошмары и боязнь наступления темноты, страх смерти, привидений, чудовищ и порой собственной тени – все это сопровождается присутствием ощущения ужаса и эмоционального возбуждения, что стало доступно наблюдать со стороны – в кино.
С появлением кинематографа многие творческие замыслы стали возможны к реализации их на экране. Основой каждого фильма в жанре хоррор является тема смерти – по различным причинам, начиная от укуса вампира и заканчивая суицидом героя, а так же любая жуткая ситуация в картине, смысл которой заставляет зрителя испытывать страх от необъяснимого и неминуемого. Самая распространенная и востребованная тематика классического хоррора в начале своего становления в кино – вампирическая. Режиссеры опирались на литературных героев любимых авторов в жанре готик/хоррор.
Такие эффекты в картинах как движение теней, пугающих звуков, стонов и соответствующей музыки, направлены на будоражение воображения и поддержание напряженного состояния зрителя. Так одним из первых фильмов жанра хоррор считается трехминутный Le Manoir Du Diaboli («Замок Дьявола») от Жоржа Мальеса в 1896 году, по праву относящийся к началу становления фильмов о вампирах. Немецкий кинематограф славен хоррором от режиссера Вильгельма Мурнау. В 1915 г. Вильгельм Мурнау ставит картину с одноименным названием, на основе наишикарнейшнего романа Густава Майринка «Голем». История о пражском бедном студенте, которого постигает испытание столкновения с дьяволом и сделке с ним.
Следующие шедевры Мурнау это «Кабинет доктора Калигари» (1920г.), «Фауст» (1926г.), «Носферату, симфония ужаса» (1922г.). Носферату – по слухам, украденный образ вампира из «Дракулы» Брема Стокера, после чего жена Стокера судилась с режиссером за авторские права, но безуспешно т.к. имена и места действий в фильме не совпадали с оригиналом книги. Позже в 1931г. после появления звука в кино, официально экранизируется стокеровский «Дракула», с Бела Лугоши в главной роли; фильм потрясает художественным мастерством отображения того времени, соблюдением самых четких правил постановки в своем жанре и конечно же игрой самого Лугоши... «Франкенштейн» по роману Мери Шелли, «Альрауне» - уважаемого Хенрика Галеена и многие другие представители классики хоррора. Самые лучшие картины в то время были основаны на литературе актуальной на тот момент и более ранней.
Голливудская киноиндустрия тоже не отставала, хотя и была менее впечатляющей. Американский хоррор прославил актер Лон Чейни, известный как «человек с тысячами лиц», сыгравший главного героя в «Призраке оперы»; «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Тайна музея восковых фигур», «Человек-волк» и множество фильмов про зомби было снято в Голливуде до середины 20-ого века. На арену выходит превосходный Альфред Хичкок с «Психо», «Страхом сцены», «Птицами» и другими триллерами, где режиссер активно использует психологически-тонкие приемы и может похвастаться подбором актеров – Грейс Келли, Марлен Дитрих и прочими. Потом появляются ужасы уже далеко отступившие от классики - «Техасская резня бензопилой», «Рассвет мертвецов» выходя на более бытовую дорожку с нажимом на насилие, убийства и кровь.
В 80-ые годы прошлого столетия на экранах появляются «Кошмар на улице вязов», «Хеллоуин», «Пятница 13-е» и многие другие, которые получили продолжение в следующее десятилетие и стали самыми популярными картинами в данной тематике.
В начале 90-х происходит возвращение к литературным образам, красивое кино в лице - «Интервью с вампиром» по Эн Райс «Вампирские хроники», «Дракулы» с Гари Олдманом в главной роли по Стокеру. В то время как типичные голливудские картины «Крик», «Я знаю что вы сделали прошлым летом» - рассчитаны в основном на подростковую аудиторию.
Исходя из вышеописанного хронологического обзора, можно отметить что хоррор в кино переквалифицировался с высокого к более приземленному и в какой-то мере низменному.
Если вначале своего пути ставка делалась на мистику, вечные бессмертные образы оставались загадкой, когда каждый шорох и тень вызывали ужас и очарование игрой абстрактного, то нынешнее кино пришло и утвердилось в сторону крови, насилия и бытового убийства. Учитывая прогресс технологий спецэффектов, все меньше мы наблюдаем саму идею, замысел режиссеров остается порой скрытым для зрителя из-за претензии на коммерцию и массовое потребление. Сейчас уже никого не удивишь мертвецом или полтергейстом, они перешли в разряд героев из сказок для детей на ночь, поэтому режиссеры делают ставку либо на мясо, либо на спецэффекты в тех же ремейках.
Но поклонники классики жанра (коим является автор статьи) всегда могут достать истинный шедевр и насладится ни с чем не сравнимой индивидуальной подачей настоящих мастеров ужаса. Единственное что остается печальным, это невозможность посмотреть немое кино в оригинале, когда зачаровывает музыка и воображение уносит зрителя в саму картину, заставляет вжиться в ситуацию и переживать чувства самих героев... Тут же вспоминается мелодия Вагнера «Голем», который специально для одноименного фильма написал композицию.
Каждый зритель – критик и сам себе авторитет, но если он пренебрегает классикой любимого жанра, он остается всего лишь любителем, порой не опытным и слившимся с массой. Не пренебрегайте старыми картинами, цените историю киноискусства. Приятного просмотра.