Семь самураев (1954)
Режиссер: Акира Куросава
Бедная японская деревушка потерпает от частых набегов бандитов. Крестьян ждет голодная смерть, если они откупятся зерном от кровожадных грабителей. Старейшина отправляет нескольких крестьян искать в городе самураев, готовых работать за еду и защитить деревню. Таких самураев находится шестеро плюс один «недосамурай», увязавшийся за мастерами меча.
Фильм тщательно обрисовывает быт крестьян, их взаимоотношения и подготовку к решающему сражению с бандитами. Подробно показаны и характеры каждого из самураев. В результате возникает собирательный образ самоотверженного и честного воина, безгранично храброго и гуманного. Кино полно глубокого смысла и утонченной поэтичности, присущей исключительно японской культуре.
Затоичи (2003)
Режиссер: Такеши Китано
Затоичи – фольклорный японский герой, слепой бродяга-массажист, который путешествует из города в город. Но под видом обычного странника скрывается опытный самурай, а тросточка слепца – это острый меч. В городке, куда приходит Затоичи, господствует банда якудзы и терроризирует жителей. Вскоре бандиты начинают охотиться и за ним.
В фильме присутствуют несколько сюжетных линий. Каждая из них захватывают своими колоритными персонажами – это и отважный ронин, которому суждено погибнуть в борьбе, и две гейши, горящие желанием отомстить за смерть своей семьи. В кадре достаточное количество зрелищных баталий и, на удивление, не заложено никакой глубокой философии. Затоичи, конечно же, всех победит, как и положено легендарному герою.
Сумрачный самурай (2002)
Режиссер: Едзи Ямада
Скромный самурай живет в постоянной нужде, самостоятельно воспитывая двух дочерей после смерти жены. На службе другие чиновники клана смеются с его неопрятного вида и замкнутости, и дают обидное прозвище «сумрачный самурай». Но, несмотря на бедность и насмешки, самурай остается сильным духом. В поединке он вынужден сражаться деревянным мечом, так как свою катану давно уже продал. Побеждая, «сумрачный самурай» вновь обретает авторитет.
Ему дают новое задание – убить неугодного клану самурая, опытного мастера меча. Трогательная и пронзительная история сумеречного самурая рассказана его дочерью. Очень подробно и натуралистично описана жизнь бедного чиновника того времени, его смиренная готовность к смерти и самурайское величие, выраженное в любви и заботе о своих близких.
Телохранитель (1961)
Режиссер: Акира Куросава
Бедный самурай приходит в японский городок в поисках подходящей работы. Сразу же он узнает от трактирщика, что в городе идет война между двумя бандами. Сюда отовсюду стекаются бандиты и грабители, чтобы поработать телохранителями у главарей банд. Самурай тоже решает пойти на службу, вот только к кому – еще не определился.
По очереди посещая дома главарей, самурай демонстрирует свои не дюжие способности фехтования. Он стравливает банды меж собой, а сам наблюдает за борьбой со стороны. Но так продолжается, увы, недолго.
Фильм является знаковым - он породил множество ремейков, а все сцены разобраны на цитаты. Великолепные костюмы, атмосфера средневековой Японии и безупречная игра актеров – вот секрет этого самурайского кино на все времена.
Пес-призрак. Путь самурая (1999)
Режиссер: Джим Джармуш
Профессиональный убийца по имени «Пес-призрак» живет по «Бусидо» и ежедневно оттачивает свое мастерство. Подчиняясь самурайским законам чести, он преданно служит своему хозяину, которому обязан жизнью. И неважно, что живет самурай в черном американском квартале, слушает хип-хоп и воюет с целым гангстерским синдикатом.
В фильме объединены, казалось бы, несовместимые вещи – самурайская эстетика и гангстерские разборки, утонченная философия на фоне нью-йоркских трущоб и блестящий черный юмор. Уже через пару минут просмотра совершенно не возникает вопросов, почему самурай – это крупный негр с огнестрельным оружием, любитель книг, голубей и мороженого. Впрочем, это абсурдное кино не лишено философского подтекста и глубокого смысла.
Самурай. Путь воина (1954)
Режиссер: Хироси Инагаки
Первая часть трилогии, повествующей о жестоком и бесстрашном ронине Мусаси, описывает его юные годы. Мечтая стать самураем, главный герой отправляется на войну. В первой же битве он желает прославиться и стать известным самураем, но лишь со временем понимает, как долог и сложен путь настоящего воина. Молодой самурай мечтает покорить и разрушить весь мир, он никого не жалеет, отвергает любовь женщин, ищет славы и признания.
Только обуздав свою ярость и страсти, Мусаси обретает силу духа и истинное благородство самурая. Фильм великолепен с художественной точки зрение, действие насыщено событиями, а персонажи – колоритные и запоминающиеся. Это кино – прекрасное начало для ознакомления с полной историей жизни Мусаси, победившего не только десятки противников, но и себя самого.
Харакири (1962)
Режиссер: Масаки Кобаяси
Бедный безработный самурай приходит в знатный дом чужого клана. Он просит разрешения провести там обряд харакири, как и многие обездоленные ронины без покровителя. Ему разрешают остаться и всячески подталкивают к скорейшему совершению ритуального самоубийства. Но у гордого самурая свои планы, и он просит выслушать историю своей жизни.
Ронин обрисовывает все пороки и низость клана, его подлинную сущность. Повествование построено в форме медленнотекущей дискуссии, но все же сюжет картины до последних минут будет держать в напряжении. Вопросы, которые поднимает режиссер, всегда остаются актуальными – что такое честь, доблесть и истинное мужество самурая.