Не так много сериалов, шоу, фильмов, книг или мультфильмов могут изменить жизнь к лучшему, заставить человека переосмыслить восприятие самого себя, окружающего мира и помочь ему понять то, чего он раньше не осознавал. Сегодня очень многие произведения искусства оказывают влияние на человека, одним из таких является аниме - особый вид мультипликации, который берет свое начало в Японии.
Этот жанр получил широкое распространение по всему миру благодаря своей ориентированности преимущественно на взрослую аудиторию. Аниме отличается от обычных мультфильмов особой и неповторимой манерой прорисовки персонажей и бэкграундов. Так, например, самой узнаваемой особенностью аниме-мультфильмов является повышенная крупность частей лица персонажей: глаз, рта и т.д. Аниме чаще всего представлены в виде сериалов, реже в полнометражном формате для показа в кино.
Основным источником для производства аниме служат манга - японские комиксы и компьютерные игры. Мы постарались собрать здесь список самых выдающихся и уникальных аниме-мультфильмов, чтобы вы могли в полной мере познакомиться с этим жанром современного искусства. Эти 10 аниме можно назвать именно так.
Акира
Режиссер: Кацухиро Отомо, 1988
Когда шедевр Катсухиро Отомо появился в 1988 году, он изменил жизни многих людей – в основном, потому что до Акиры люди не знали, что анимацию можно использовать не только для развлечения детей. После 25 лет эта сказка о подростках из Нео-Токио, которые не поладили с военизированным правительством, и о секретном эксперименте, направленном на раскрытие телекинетических способностей, уже может быть не такой шокирующей, но она всё ещё остаётся захватывающей. Хотя эта история полностью японская, Akira расскажет о том, как современное общество лишает молодёжь права голоса и использует её в своих махинациях. А это уже универсальный сценарий.
Навсикая из Долины Ветров
Режиссер: Хаяо Миядзаки, 1984
В детстве Хаяо Миядзаки хотел рисовать мангу. Но он стал самым знаменитым режиссёром в истории аниме, а в мангу он перенёс только одну свою историю о Навсикае из Долины Ветров. Пост-апокалиптическое фэнтези происходит в мире так опустошённом войной, что природа сама восстала и создала гигантских жуков, называемых Ому, чтобы они начали понемногу очищать планету. А в это время остатки человечества продолжают исчезать, поглощённые войной. Навсикая по сути не любовное послание природе, а скорее извинение от Миядзаки за человеческую глупость, разрушительность и слепоту, хотя здесь и есть надежда на то, что мы можем увидеть свои ошибки и что-то изменить, пока не стало слишком поздно.
Евангелион
Режиссер: Хидеаки Анно, Кадзуя Цурумаки, 1995
Яркая и великолепная интерпретация жанра о гигантских роботах. Поиск собственной личности, эго и суперэго. Основательное исследование психологии Фрейда, Каббализма и природы души. Проще объяснить чего в Евангелионе нет. Но несмотря на декады своего существования, аниме-шедевр от Хидеаки Анно до сих пор отзывается эхом в сердцах зрителей по всему миру из-за своего уникального сюжета. Нравится ли вам оптимистичная концовка сериала, но с проблемным познанием самого себя или более нигилистический вывод в конце фильма, нельзя после просмотра Эвангелиона остаться прежним.
Мой сосед Тоторо
Режиссер: Хаяо Миядзаки, 1988
Хотя Унесённые призраками от Миядзаки и выиграли статуэтку киноакадемии, его лучшей работой считается Мой сосед Тоторо. Обманчиво простая сказка о двух маленьких сестрах, которые переехали в сельскую местность и открыли волшебный мир гигантских «кроликов», чёрных-чернушек, котоавтобусов и много другого. Тоторо точно знает, как дети воспринимают мир, и он дарит им много радости, чудес и волшебства. Невозможно смотреть Мой сосед Тоторо и не вспомнить себя в детстве, а детям просто невозможно не быть завороженными увиденным. А потом вам захочется завести хотя бы одну мягкую игрушку Тоторо.
Призрак в доспехах
Режиссер: Мамору Осии, 1995
Когда Масамуне Сироу начал показывать свой кибер-поличейский приключенческий боевик Призрак в доспехах в 1989 году, его совсем не воспринимали как шедевр. Но теперь Призрак в доспехах стал одной из самых популярных аниме франшиз, и это во многом благодаря тёмному (даже мрачному), психоделическому и великолепному фильму 1995 года. Манга Сироу рассказывала о том, как технологии и интернет изменят природу преступлений, а Ошии использовал протагониста-киборга Мотоко Кусанаги, чтобы узнать, в чём же смысл жизни в мире, где виртуальное и реальное имеют одинаковые права. Призрак в доспехах породил множество имитаций, особенно в аниме, но ни одна из них не была так же поразительна, как оригинальный фильм.
Макросс/Роботек
Режиссер: Нобуро Исигуро, 1982, 1984
Гиперпространственная крепость Макросс или Роботек – американизированная адаптация, которая состоит фильма и ещё двух сериалов. Интересно, что сага Макросс остаётся одной из самых великолепных историй любви в 20 веке. Только Макросс показывает любовь во всех её формах – как она приносит радость, боль, грусть и сумасшествие. Любовь – это когда капитан самого мощного космического корабля в галактике, Лиза Хейс, сходит с ума по пилоту Веритека, Рику Хантеру, который убивается по незрелой китайской поп-звезде Минмей, а она в свою очередь безжалостно играется с ним, но сохнет по своему кузену Линну Кайлу, который бросается в неё бутылками из-под джина. ВОТ ЭТО ЛЮБОВЬ, ЛЮДИ. Роботек помог целому поколению осознать, что любовь это хаос, и мы перед ней бессильны.
FLCL (Фури-кури)
Режиссер: Кадзуя Цурумаки, Масахико Ютсука, 2000
Странное, сюрреалистическое, чудаковатое – эти эпитеты только начинают характеризовать то, на сколько странное FLCL. Эта 6-серийная OVA была создана Казуей Тсурумаки, который решил выплеснуть в одно аниме всё, что он считал крутым – бейсбол, бас-гитары, Веспу, роботов и японскую рок-группу The Pillows. Что ему удалось сделать, так это создать одну из самых классных историй того периода, как 12-летний Наота справляется с появлением жестокой инопланетной девушки Харуко и гигантскими роботами, которые вырастают из его лба. Наота переживает смущение, опасность и веселье взросления вместе с битвами роботов, проблемами с девчонками и побоями от Харуко и её бас-гитары время от времени. А ещё это аниме очень, очень крутое.
Эксперименты Лэйн
Режиссер: Лия Сарджент, Рютаро Накамура, 1998
Более экспериментальное и сюрреалистическое, чем большинство аниме из этого списка, Лэйн, кажется, ступило на территорию Призрака в доспехах, рассказывая о сознании и технологиях в мире, где виртуальная сеть, названная Wired, связывает человечество. Но Лэйн заинтересован больше не в технологиях, а в том, как общение и восприятие создает личность Лэйн – в том, как она воспринимает себя и как другие воспринимают её. В Wired есть несколько Лэйн, где разные черты её личности работают на неё; но самосознание Лэйн также знает, как они представляют себя другим, и как они с ними общаются. В конце концов, Лэйн понимает, что у неё есть сила контролировать реальность в Wired, и она уничтожает все свои воспоминания.
Могила светлячков
Режиссер: Исао Такахата, 1988
О войне сняли бесчисленное количество фильмов, где освещается цена войны и тех, кто воюет, цена, которую солдаты платят, когда возвращаются домой, ценность их любимых. Но ни одному фильму не удавалось так показать влияние войны на совершенно невинных – а именно 14-летнего мальчика Сеита и его младшей сестры Сеита – которые умирают от голода из-за Второй мировой. Это один из самых грустных фильмов в истории. Могила наблюдает за тем, как дети теряют свою мать, как их игнорируют родственники, другие взрослые больше заинтересованы в собственном благополучии, а дети в это время медленно, неуклонно умирают. Это настоящий ужас войны, показанный без прикрас с одной елью – заставить всех почувствовать боль и утрату, надеясь, что это больше никогда не повторится.
Истинная грусть
Режиссер: Сатоси Кон, 1998
Большинство из поздних работ Сатоси Кона исследуют природу реальности и фантазии, и тонкой линии, которая их разделяет. Но первый фильм режиссёра Идеальная грусть создаёт необычный шедевр, который можно с лёгкостью перенести в фильм с живыми актёрами. Идеальная грусть 1997 года рассказывает о поп-звезде по имени Мима, которая решает стать актрисой, но серия убийств, в которых она становится главной подозреваемой, заставляют девушку потерять связь с реальностью, ведь в фильме, где она снимается, происходят такие же преступления. Это фильм Хичкока, который сам Хичкок не снял, где Мима пытается отличить жизнь от фильма, и понять, виновна ли она в убийствах на самом деле.