Эту шведскую картину можно назвать парадоксальной. Сценарист фильма, название которого в оригинале «Завещание Нобеля», Лиза Маклунд, сделала все, чтобы зритель пребывал в неведении как можно дольше. Режиссер всемерно ее в этом поддерживает. Главная героиня – не участник, не жертва, а случайный свидетель убийства, журналист, которой оно только мешает выполнять свою работу: делать репортаж в газету. Убийство есть, а полицейское расследование происходит где-то за кадром. Из двух жертв главная оказывается случайной, а случайная – центром всего действия.
Стокгольм. Канун Рождества. Банкет по случаю вручения премии Альфреда Нобеля в Золотом зале ратуши. Репортер из «Бильд-пресс» Аника Бенгтсон присутствует здесь по долгу службы. Волею случая она становится последней, кто видел убийцу перед его исчезновением. Убиты двое: лауреат премии и Председатель Комитета по премиям. Завязывается перестрелка с охраной, убийца исчезает.
Поскольку один из убитых – еврей, представляющий государство Израиль, его и причисляют к главным жертвам, а в качестве подозреваемых начинают рассматривать организацию «Новый джихад», тем более что женщины в качестве исполнителей – вполне обычная практика этих террористов.
Ищут людей, которые помогли бежать убийце на лодке. Режиссер поддает жару показом эпизодов в Латвии, где женщина-убийца уничтожает врачей, людей которые пытаются лечить ее ранение, полученное в перестрелке. Она убирает свидетелей.
Дотошная Аника начинает журналистское расследование по поручению редакции. Ее удивляет то, что в самом Комитете охотно поддерживают разговор о лауреате и отказываются отвечать на самые невинные вопросы об убитом Председателе, Каролине фон Беллинг. А ведь именно она накануне смерти выступила с заявлением о том, что завещание доктора Нобеля искажено. Видеозапись заседания Комитета свидетельствует о том, что ей просто не дали говорить.
Аника начинает понимать, что вопрос не в том, как читать завещание доктора Нобеля и как его трактовать. Все гораздо банальней: идет борьба за председательство. Новый Председатель? «А вы проверьте его счет. Откуда там тридцать миллионов? И трехэтажная вилла на побережье…»
Постепенно она чувствует, что ситуация запутывается все больше. При невыясненных обстоятельствах гибнет один из найденных ею свидетелей, с помощью которого она надеялась приблизиться к истине. Затем выбрасывается из окна только что избранный новый Председатель. Никакого просвета. Фоном в фильме возникает проблема права журналистского доступа к информации и ее сочетаемость с подпиской о неразглашении. На эти вопросы, как и на вопросы расследования, в фильме нет однозначных ответов. Все неопределенно и многозначно, как и завещание доктора Нобеля.
Между тем начинается охота и на фру Бенгтсон. Слишком далеко она зашла в своем расследовании. Но работа очень многое значит в ее неустроенной личной жизни.
А предрождественский Стокгольм живет своей жизнью. Режиссер показывает нам красивые зарисовки и виды города. Снег. Ратуша и замок Тре Крунур, воды озера Меларен, снятые с вертолета. И сын ждет рождественских подарков, и дочь просит розовую елку.
Так, то напрягая зрителя, то чуть ослабляя напряжение, авторы фильма ведут свою парадоксальную линию до конца. Забыта террорист-убийца, центр внимания зрителей переходит на другую женщину. Все симпатии зрителей уже давно отданы ей. Хочется, чтобы она смогла все устроить наилучшим образом.