Переоценка ценностей среди голливудских знаменитостей является феноменом не столь распространённым, как, возможно, хотелось бы многим недовольным критикам, но когда это происходит, то, как ни странно, результаты обычно только радуют. Вспомнить того же Роберта Редфорда, ставшего известным за свою неоспоримую харизму и внешнюю красоту, но сумевшему по-настоящему блеснуть именно на режиссёрском поприще. Очень похожая ситуация произошла и с Беном Аффлеком. Годами актёра ругали за его якобы ограниченные актёрские способности, награждали «Золотыми малинами» и со смехом встречали новости о его новых проектах.
Но в 2007 году Аффлек представил на зрительский суд что-то совершенно новое, чего от него явно никто не ожидал – Аффлек написал сценарий и стал постановщиком картины «Прощай, детка, прощай», успешно доказав всем, что на самом деле он является человеком далеко не одного таланта. Затем последовал криминальный триллер «Город воров», в котором Аффлек усложнил себе задачу, вызвавшись, помимо всего прочего, исполнить ещё и главную роль. Оба этих фильма завоевали признание критиков, сумев убедить их в том, что Аффлека не стоит списывать со счетов. Но в то же время его работы казались несколько тривиальными – Аффлек, конечно, показал, что крепкая режиссура ему по плечу, но настоящего мастерства на тот момент ещё не достиг.
Что ж, возможно, его время пришло именно сейчас, ведь даже самые закоренелые скептики будут вынуждены признать, что Аффлек становится одним из ярчайших режиссёров нашего времени, так как его последняя картина «Операция «Арго» является одной из лучших в этом году.
Вдохновляясь кинематографом 70-х годов и некоторыми недавними шедеврами в жанре исторического триллера (вроде «Мюнхена» Стивена Спилберга), Аффлек рассказывает правдивую историю одной из самых безумных и захватывающих операций ЦРУ. Действие фильма разворачивается во время революции в Иране, произошедшей в конце 70-х. Военные группировки штурмуют посольство США в Тегеране, захватывая американских сотрудников в заложники, но экстремисты не знают, что шестерым американцам удаётся сбежать. Они находят укрытие в доме канадского посла, но с каждым днём подозрения боевиков усиливаются, оставляя сбежавшим всё меньше надежды на выживание. В это же время ЦРУ планирует операцию по их спасению – в ход идут любые варианты, даже те, что кажутся абсолютно неправдоподобными. В итоге, агент Тони Мендес придумывает, казалось бы, самый сумасшедший из планов – убедить иранских стражей, что беглые американцы таковыми вовсе не являются, а на самом деле приехали в Тегеран в качестве канадской съёмочной группы для создания фантастического фильма под названием «Арго». Идея безумна, но у ЦРУ нет ни более удачного предложения, ни времени на разработку такового. Выполнение операции поручают Мендесу, которому удаётся заручиться поддержкой голливудского продюсера Лестера Сигела (Алан Аркин)…
Столь закрученный сюжет просто напрашивается на то, чтобы подвергнуть его сомнению, но настоящим сюрпризом оказывается то, что фильм во многом основан на реальных событиях. Конечно, в определённых сценах Аффлек делает кинематографические преувеличения в целях усиления напряжения и более увлекательного развития событий, но в целом никаких сильных отклонений от истории в фильме не показано, что делает просмотр только более захватывающим. Наверняка скептики думают, что в картине Бен Аффлек занимается сплошной пропагандой американского ура-патриотизма, но на самом деле ситуация оказывается совершенно иной – участие канадского правительства ни в коей мере не занижено, а действия американского правительства не раз подвергаются критике. Конечно, никакую ярую политическую демагогию Аффлек разводить не собирается, но в этом и заключается один из основных плюсов фильма – это не банальный урок истории и не субъективная политическая лекция. Это, прежде всего, напряжённый и безумно впечатляющий триллер, заставляющий зрителей с нетерпением гадать, что же произойдёт дальше.
Благодаря первоклассной съёмочной команде, режиссёру удаётся довести техническую сторону фильма до совершенства. Нет ни одной сцены, в которой декорации или костюмы вызывали бы сомнения, ибо детали проработаны поистине идеально. Некоторых зрителей может удивить то, что многие кадры во время сцены революции, столь похожие на документальную хронику, на самом деле были специально сняты в подобной манере Аффлеком и его оператором Родриго Прието, чтобы добиться более сильной аутентичности. Это лишь твёрже доказывает, что Бен Аффлек уже не играется, для него режиссура стала больше, чем простой тренировкой – он заявляет о себе как о серьёзном постановщике, готовом бросить вызов признанным мастерам. Как и в «Городе воров», Аффлек ещё и исполняет главную роль, делая это весьма неплохо, но всё же можно заметить, что именно режиссура потихоньку становится его центральным поприщем, хотя и актёрскую карьеру он пока не бросает. Это по-настоящему талантливый человек, от которого остаётся только ждать новых и новых проектов, ибо его потенциал действительно велик.
В сезон блокбастеров и дурацких комедий «Операция «Арго» оказывается настоящим глотком свежего воздуха. Новый фильм Бена Аффлека блестяще раскрывает потенциал развлекательного кино, показывая, что оно способно на большее, нежели просто взрывы и насилие. Это фильм с захватывающим сюжетом, сильнейшими техническими аспектами, замечательным актёрским ансамблем и великолепной режиссурой. Это дань уважения кинематографу, который и вдохновил Аффлека на съёмки его новой картины. И, прежде всего, это потрясающее доказательство того, что кино с серьёзной тематикой может как чему-то научить, так и развлечь, заставляя зрителей сжимать кулаки от напряжения.