Признаюсь честно: написать рецензию или даже просто отзыв к фильму «Облачный атлас» можно только через несколько часов после просмотра. Только тогда, когда все взаимосвязи окончательно сформируются в вашей голове. Вот что сформировалось в моей.
Начну с очевидного – три часа в кинотеатре это много. Даже для человека, который прочитал книгу Дэвида Митчелла, но мало для трех отчаянных и сверх талантливых людей, решивших эту книгу воплотить в жизнь. Неизбежным и предсказуемым будет то, что в фильме встретятся несколько затянутые моменты, которые напомнят об общем хронометраже картины. И в такие моменты комментарии соседей по кинозалу звучат предсказуемо и отвлекающе. Поэтому уважаемые зрители, предпочитающие стопроцентный экшн – не тратьте деньги и время на просмотр этого фильма, здесь удовольствие получают от неторопливого созерцания. Даже дорогие и качественные спецэффекты – огромный бюджет, превысивший 100 млн. долларов, себя оправдал – не спасут для вас картины. Остальных ошеломит работа гримеров – такие знакомые лица актеров теперь точно не узнать. Как вам еврейская Бэрри? А Хьюго Уивинг, агент Смит из трилогии «Матрица» в роли азиата? Хотите действительно удивиться – дождитесь титров – спорим, что несколько ролей вы не разгадали.
Гримеры, монтажники, режиссеры и актеры отработали шикарно. Но важно совсем не это. Действительно удивляет основная нить сюжета. Как ни странно – она есть. Несмотря на то, что первые час-полтора всеми зрителями овладевает недоумение по поводу происходящего на экране, во второй половине картины все встает на свои места и остается только дивиться тому, как все части головоломки идеально подходят друг другу. На самом деле фильм состоит из шести совершенно разных историй, которые лишь косвенно взаимосвязаны, но при этом ни одна из последующих историй не произошла бы без предшествующей. Так никому неизвестный юрист мог бы погибнуть на корабле, плывущем в Европу, так и не написав дневник, вдохновивший через много лет молодого гомосексуалиста на написание великой симфонии. Он не начал бы борьбу против рабства, которая привела к отмене рабовладельческого строя и черная нация смогла породить сильную духом женщину-журналиста, чья принципиальность спасла жизни миллионов. А азиатка-клон, рассказав массам об ужасах современного ей мира, породила движение масс, прошедшее через века и постепенно ставшее религией для постапокалиптического мира.
В каждой истории героям предоставлен выбор, совершив который, они влияют на глобальные изменения в будущем, но только лишь после осмысления картины становится ясно одно. Ни один поступок не мог быть совершен иначе – у каждого есть свое предназначение. Недаром на усмешку одного из героев, что поступок является лишь каплей в море, герой ответит, что и море и состоит из капель. Даже внутри одной истории авторы умудрились зациклить сюжет, ставя героев в одни и те же ситуации в разных ролях. Так, герой Тома Хенкса из далекого будущего, в конце концов, оказывается на месте того, кому не помог, проявив малодушие.
Пусть основная мысль стара как мир – мы то, что мы делаем – истина не устаревает. Красной нитью через облачный атлас протянуты христианские постулаты. Только слепой не заметит самого воплощения покорности в клоне из будущего, преданности беглого раба, сострадания провидицы. При этом от фильма не веет религиозной фанатичностью, лишь историей о любви. И совсем неважно кого и к кому. Любить можно правду, свободу, жизнь. Мужчина может полюбить другого мужчину, а женщина весь мир. Здесь нет привязанности к одной жизни или периоду времени. Родственные души встретятся независимо от того, сколько до этого момента реинкарнаций им предстоит пережить.
Очень радует экранизация столь философской книги, замечателен и тот факт, что в видео формате история не потеряла смысла и загадочности. Что спецэффекты не затмили основной мысли, что актеры отлично справились со своими ролями, что на смену бесконечным кровавым и бездумным лентам пришла эта тонкая картина.