В 1995 году в прокат вышла экранизация популярного британского комикса о Судье Дредде – справедливом законнике будущего, не боявшемся в необходимые моменты быть жестоким, лишь бы осуществить свершение правосудия. Главную роль исполнил Сильвестр Сталлоне, и, безусловно, поклонники персонажа с нетерпением ждали крупнобюджетную ленту, на которую Голливуд явно возлагал определённые надежды. Но так случилось, что фильм разочаровал практически всех зрителей и критиков, что повлекло за собой провал в прокате и изрядно подпортило не только репутацию Сталлоне, но и восприятие киноманами футуристического героя.
Однако пару лет назад сценарист Алекс Гарленд (28 дней спустя) и режиссёр Пит Трэвис (Точка обстрела) решили вернуть Дредда в большое кино, создав совершенно новую вариацию на многими забытую тему. Не секрет, что проект был встречен с недоумеванием, поскольку неприятное послевкусие от предыдущей попытки всё ещё не исчезло, но лента всё же была снята и сейчас выходит на большие экраны. И вполне возможно, что новая версия приятно удивит даже скептиков.
Сюжет, как и подобает боевику, не представляет собой ничего безумно сложного – Судье Дредду с напарницей предстоит уничтожить свору негодяев, скрывающихся в огромном доме, в котором и произойдёт смертельная схватка. Главная цель наших героев – поймать главу преступной банды по имени Ма-Ма, из-за которой постепенно деградирует целый город, поддавшись влиянию наркотика её производства.
Создатели фильма делают весьма необычный и интересный для современного экшена выбор, избрав основным местом действия относительно закрытое пространство, что, конечно же, ограничивает многие визуальные и сюжетные возможности. Но с другой стороны, такая локация позволяет режиссёру в полной мере проявить свою креативность и воображение, ведь создать полноценный фильм в таких условиях не так-то просто. К счастью, Трэвис замечательно справляется с непростой задачей, ловко применяя изобретательные режиссёрские приёмы, благодаря которым зритель погружается в атмосферу абсолютной жестокости. Трэвис умело держит баланс между серьёзностью и развлечением – насилия в фильме предостаточно, но жестокость не предстаёт избыточной, что уже достойно похвалы.
Помимо этого, режиссёр создаёт увлекательную динамику между двумя центральными персонажами, что нечасто встретишь в фильме чисто развлекательной направленности. Дредд (который, в отличие от версии 1995 года, ни разу не снимает маску) является самой настоящей машиной для убийств, он не желает думать о пощаде, руководствуясь тем, что действует во имя закона, будучи и судьёй, и палачом в одном лице. Но его напарница Кассандра имеет противоположное мировоззрение, обладая фантастической способностью чувствовать человеческие эмоции. Такое распределение ролей придаёт фильму занимательный контраст и даже определённый шарм – наличие персонажа, способного сострадать, только сильнее затягивает зрителя, ведь это даёт повод задаться вопросом, чей же подход действительно лучше. Конечно, противопоставление пацифизма и насилия не является главной темой фильма (в первую очередь это, всё-таки, боевик), но, тем не менее, даже жанровому кино никогда не вредила многослойность, особенно в настолько выверенных пропорциях.
Возможно, новый «Судья Дредд» не станет классикой фантастики и не войдёт в историю кино, но никто его об этом и не просит. Наоборот, учитывая откровенно спорные ожидания, остаётся только изумиться, насколько крепким оказался результат. Боевые сцены впечатляют, 3D-эффекты завораживают (особенно в нескольких «замедленных» сценах, призванных показать эффект наркотика, играющего значительную роль в сюжете), и полтора часа проносятся на одном дыхании. Мало кто рассчитывал на такое, но новый «Судья Дредд» оказался намного лучше, чем мы могли ожидать.