Как ни странно, я практически не встречал упоминаний этого фильма в разных кинообзорах. И если бы не случайные рекомендации двух уважаемых мною людей, то я добрался бы до «Королевства» очень и очень нескоро.
Начало фильма впечатляет. Романтичные шестидесятые годы, яркие цвета, лето и удачно выстроенная атмосфера. ЧП в лагере бойскаутов. Сбежал мальчик, его начинают искать. Неподалеку от лагеря тоже ЧП: пропадает девочка. Начинают искать и ее. Оказывается, дети сбежали вместе. Дальше начинается череда приключений юных героев, удирающих от не принимающего их мира (родные родители Сэма умерли, а приемные относятся к мальчику, как к предмету мебели; Сьюзи обнаружила дома на холодильнике книгу «Как справиться с трудным ребенком»; у обоих проблемы со сверстниками). Конечно же, по ходу действия выясняется, что не все взрослые плохие, среди них есть и прекрасные люди.
В самой истории нет ничего ошеломляющего (как, впрочем, во многих других историях), но простой сюжет далеко не всегда означает провал фильма. Один мой друг сказал: «Мясо я и дома могу приготовить, но в ресторане его делают в каком-то особом соусе, и в этом весь смысл». Так вот фильмов о детской и подростковой любви много, интересно под каким соусом нам истории подают. В данном случае интереса хватило на полфильма. Зацепили внимание пункты, названные выше; плюс очень симпатичные актерские и режиссерские нюансы (первая встреча главных героев после годовой переписки; Сэм, объясняющий Сьюзи бойскаутские премудрости). Но со временем яркий цвет утомляет, перипетии детей и их родителей перестают трогать. Главных героев то ловят, то они опять убегают, что наводит на мысль о беспомощном сценарии. Самое неприятное - несмотря на все приключения, практически никто из ключевых персонажей не меняется.
Все бы ничего, если бы главным героям не было по 12 лет. В фильме есть пара сцен, которые, несомненно, порадуют педофилов. Сьюзи в нижнем белье позирует Сэму (он – художник). Сьюзи и Сэм целуются. Девочка говорит: «Можешь потрогать меня за грудь», и мальчик, естественно, не отказывается. Есть две причины, почему я упоминаю эти эпизоды. Причина первая – эстетическая. Задаюсь вопросом: потерял бы что-нибудь фильм, если бы в сценарии этих сцен не было, открываются ли зрителю новые грани героев? Ответ отрицательный. Настолько ли эти сцены красивы, что от них нельзя отказаться? Тоже нет. А если так, то зачем они? Причина вторая – моральная. Я просто против того, чтобы двенадцатилетние дети целовались «по-французски» и играли в эротические игры. Конечно же, сейчас поднимется буря: мол, они в двенадцать лет уже все знают и не надо тут ханжествовать. Согласен, знают. Они и про гомосексуализм знают, и про наркотики, и про алкоголь, и дай им волю, они вместо нормальной еды будут питаться чипсами и газировкой. Вопрос в другом: потакаем мы этому или нет? Несмотря на то, что фильм снят, конечно же, для взрослых, дети его смотреть тоже будут. Им будет дан очередной сигнал: «Можно!» Я уж молчу про молодых актеров, которые приобрели не только опыт работы на съемочной площадке, но и опыт эротический.
Через пару часов после просмотра «Королевства полной луны» мне задали вопрос: «Стоит ли смотреть этот фильм?» Однозначного ответа нет. Почему не стоит я сказал только что. Но… Стоит, потому что отдельные моменты возвращают в детство. Стоит, потому что автор сценария и режиссер Уэс Андерсон – великолепный профессионал. Только у хорошего режиссера дети не теряются на фоне таких «мастодонтов», как Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Билл Мюрей и Брюс Уиллис (последний,кстати, выступает в негероической ипостаси). Стоит из-за превосходной Сьюзи – Кэры Хэйуорд. Искренне рассчитываю, что эта девушка продолжит кинокарьеру. Стоит из-за отличной операторской работы. Стоит из-за саундтрека.
Две чаши весов и не знаю, какая перевесит у вас.