Снайпер

Снайпер

Вообще-то фильм Клинта Иствуда называется «Американский снайпер». Но у кого повернётся язык осудить прокатчиков, которые справедливо решили, что сейчас не эпоха видеозалов? Тем более суть от этого не меняется. Встречаем: Крис Кайл. Реальная личность, настоящий символ эпохи, эпичный снайпер, ставший легендой американской армии в Ираке и оставивший мемуры, по которым и снят этот фильм.

Кадр из фильмаКадр из фильма


Жил-был простой техасский парень. В детстве получал от отца правильные уроки: тот показывал, как надо стрелять, и рассказывал, в кого стрелять не надо. Ездил на родео, охотился, гулял с девчонками. Пока судьба не врезалась во Всемирный Торговый центр. И без всякого призыва Крис отправился в вербовочный пункт. Так началась история «Шайтана из Эр-Рамади», на счету которого – рекорд для американских снайперов: 255.

«Снайпер» - фильм, с запозданием (как это всегда бывает) раскрывающий «иракский синдром». Так было и с американским «вьетнамским» кино, и с советским «афганским» или российским «чеченским». Во время войны нужна пропаганда; думать и рефлексировать будем позже. А фильмы Иствуда – они, как правило, жёсткие, но осмысленные. Скупые, но богатые. Грубые, но тонкие. Умудрённый Иствуд обходится минимумом штрихов, чтобы раскрыть главное. И рассказывает историю без морали.

Казалось, ко всему готовили Криса в учебке. Вот только к ребёнку и женщине в прицеле – не готовили. К такому готовиться пришлось самому. И к невыполненным обещаниям не готовили: каково это, когда ты вот только пообещал человеку безопасность – а теперь глядишь на его труп? Сам, Крис, тоже сам. Не готовили его и к послевоенному синдрому. Что делать ветерану-легенде в мирной жизни?

Кадр из фильмаКадр из фильма


Хотите батальных сцен? Иствуд отлично умеет их ставить. Противостояния в арабских городах выглядят у него не хуже, чем японские сцены с Иводзимы. Но не ждите банального сюжета о противостоянии американского снайпера и его сирийского визави, олимпийского чемпиона. Да, эта линия в фильме тоже есть. Но дуэль двух снайперов высочайшего класса – это не финал и даже не кульминация ленты. Перед Крисом – куда более сложная задача, чем выстрел в голову. Дома его ждёт красавица-жена, двое детей, мирная жизнь. Он вернулся из Ирака. Теперь он должен вернуться по-настоящему. Кстати, вы знали, что Брэдли Купер – действительно отличный актёр? 

Кадр из фильмаКадр из фильма


Финал реального Кайла Иствуд благоразумно оставил за кадром. Правильно сделал: иногда сухой текст действует сильнее. Иначе пришлось бы снимать другой фильм, о другом ветеране, не устоявшем перед «иракским синдромом». Если вы хотите спойлер, то можете почитать статью о Крисе Кайле в Википедии.

При жизни Кайл говорил, что о его жизни фильм снять мог бы только Клинт Иствуд. И вот он: режиссёр, переживший своего героя, крепкий старик с открытым мужским взглядом. Достаточно честный, чтобы показать героя в самых сложных, неприглядных ситуациях. Достаточно смелый, чтобы при всём этом признать его своим героем, а страну, пославшую его в этот узел – своей страной.

Кадр из фильмаКадр из фильма


И ни в коем случае не смотрите фильм в экранке. Кинотеатр. На худой конец – домашний, с правильной аудиосистемой. Когда ощутите себя в Эль-Фаллудже, рядом с Крисом, тогда поймёте, почему за лучший звуковой монтаж дают отдельного «Оскара».

Комментариев (0)